Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Повышение конкурентоспособности предприятия имеет два направления: первое - завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества; второе - адаптация и развитие предприятия в условиях рыночной экономики. Все мероприятия по повышению конкурентоспособности могут быть разделены на три группы: мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции, по повышению конкурентного потенциала предприятия и по разработке конкурентных стратегий на рынке. Первая группа включает мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции исходя из предпочтений потребителей. К ней могут быть отнесены: диверсификация ассортимента; совершенствование тары и упаковки; формирование позитивного имиджа товаров; проведение взвешенной ценовой политики, выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями и товарами-аналогами и пр.

Ко второй группе отнесены мероприятия по повышению конкурентного потенциала предприятия по направлениям: совершенствование производственного процесса и организационной деятельности; улучшение использования финансового потенциала, совершенствование кадровой политики. Улучшение использования финансового потенциала включает; повышение эффективности инвестиций, улучшение использования собственного капитала, совершенствование механизма привлечения и использования заемных средств; повышение финансовой устойчивости предприятия, улучшение его деловой репутации; повышение платежеспособности предприятия; выявление резервов снижения дебиторской и кредиторской задолженностей; создание инновационных фондов. Совершенствование кадровой политики предприятия предполагает: сокращение потерь рабочего времени; повышение квалификации работников; развитие творческой активности кадров; повышение социальной защищенности работников; повышение производительности труда; реализацию потенциальных возможностей кадрового состава предприятия на основе совершенствования мотивационного механизма. Третья группа содержит мероприятия по разработке и реализации конкурентных стратегий на рынке. В эту группу включены: изучение конъюнктуры рынка и его сегментация, выбор целевого рынка и его сегмента определение условий деятельности на этом рынке, разработка и выбор конкурентных стратегий, способов продвижения товара, мероприятий по стимулированию сбыта, рекламный концепций; повышение эффективности рекламы; совершенствование уровня патентно-правовой работы и др. Сюда же отнесены резервы использования мероприятий государственного стимулирования развития: улучшение возможностей использования государственных программ по обеспечению конкурентоспособности; использование налоговых льгот, государственных дотаций, субсидий, кредитов; повышение эффективности использования государственной системы страхования; совершенствование и использование законодательной и нормативной базы хозяйствования. Рассмотрим более подробно отдельные из них.

1. Совершенствование организационной структуры и системы управления предприятиями на основе методик:

1) Product Management предлагает системный подход и методы оценки конкурентоспособной продукции.

2) внедрение корпоративных ЕRР - систем, охватывающих все стороны деятельности предприятия: производственную логистику, бухгалтерский учет, анализ и контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

) переход от вертикально ориентированных структур управления и организации производства к горизонтальным сетевым взаимодействиям - по принципу холдинговой структуры. Головное предприятие выполняет функции мозгового центра и определяет стратегию конкурентной борьбы и маркетинга, разработку новых изделий, сбытовую (дилерскую) сеть а также управляет сетью поставщиков - партнеров. Собственно производство осуществляется на основе широкого использования кооперации (аутсортинга), причем предприятия-партнеры не обязательно входят в состав корпорации (холдинга) и выбираются на основе оптимизации соотношения цена\качества. Предприятия-партнеры либо поставляют стандартные узлы, детали и комплектующие изделия, либо производят их в индивидуальном порядке "под заказ" на основе документации, разработанной головным предприятием.

) передача управленческих функций на аутсортинг внешним компаниям, что обеспечивает применение самых современных и эффективных систем управления жизненным циклом изделия и ресурсами предприятия.

2. Создание необходимой инфраструктуры

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Макроэкономическое равновесие
Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой национальной экономики и ключевой категорией экономической теории и экономической политики. Макроэкономическое равновесие - момент в движении рыночной экономической системы - оно характеризует сба ...

Конкуренция сущность, формы, значение в рыночной экономике
XXI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет ...