Защита конкуренции
На подготовку нового Федерального Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Правительству Российской Федерации потребовалось около трех лет. Проект Федерального Закона № 186242-4 «О защите конкуренции» (далее - Закон) был внесен в Государственную Думу 15 июня 2005 года. На момент написания этой статьи Закон был подписан Президентом РФ.
Новый Закон «О защите конкуренции» (далее - Закон), направленный на обеспечение и защиту конкуренции на товарных и финансовых рынках и ограничение монополистической деятельности, признает утратившими силу Закон РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 23.06.99 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Закон уточняет и дополняет понятийный аппарат антимонопольного законодательства, более детально регламентирует монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, расширяет перечень сделок, требующих согласия антимонопольного органа, а также полномочия антимонопольного органа как в части государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, так и в части рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Вводятся новые понятия, такие как «согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию» и «координация экономической деятельности». Совершение указанных действий, влекущих ограничение конкуренции (к ним относится, например, сговор операторов связи в части повышения цен на нерегулируемые услуги связи), будет служить основанием для применения санкций за нарушение антимонопольного законодательства.
Изменяются условия признания хозяйствующего субъекта занимающим доминирующее положение на рынке товара. В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов (ранее она составляла 65 процентов).
Нижний предел, когда положение хозяйствующего субъекта не может быть признано доминирующим, сохраняется на прежнем уровне - 35 процентов.
Если доля товара на рынке хозяйствующего субъекта менее 50 процентов, но более 35, такого хозяйствующего субъекта антимонопольный орган может признать занимающим доминирующее положение.
Кроме того, предлагается признавать доминирующим положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, которые не доказали, что их положение не является доминирующим, и если совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов превышает 50 процентов, либо совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов превышает 70 процентов, и если рост цены товара не обусловливает снижение спроса, если доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов ограничен.
Также Закон устанавливает, что доминирующим является положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Нововведения расширяют перечень хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны занимающими доминирующее положение.
По новому Закону не признается монопольно низкой и монопольно высокой цена товара, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.
Статус признания компании хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, позволяет антимонопольному органу признать ряд ее действий незаконными, что влечет наложение мер ответственности, таких как взыскание дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, в федеральный бюджет, признание сделки недействительной и др. Незаконными могут быть, в частности, следующие действия компании: установление монопольно высоких (низких) цен; изъятие товаров из обращения, результатом которого явилось повышение цен; навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора; необоснованное сокращение или производство товаров при наличии безубыточной возможности их производства; необоснованный отказ от заключения договора.
Похожие статьи ...
Модели антикризисного управления на примере предприятий пищевой промышленности
антикризисный управление
Антикризисное управление является особым типом управления, обладающим
общими чертами для управления и собственными специфическими характеристиками,
основанными на проблемах, решамеых именно этим видом управления.
Антикризисное управлени ...
Макроэкономическая ситуация 2008-2011 г. и ее влияние на положение предприятия
В
2000-2008 годах наша страна развивалась под управлением ВВ. Путина. В течение
этих Россия показывала высокий стабильный рост экономики и повышения
благосостояния людей, что, несомненно, не могло не обнадеживать как мелкий, так
и крупный бизнес. Но в 2008 году ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...