Критерии выделения малых предприятий
• предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ);
• крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ);
• малые предприятия - юридические лица (МП). В рассматриваемом законодательном акте под
субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, предприятия, где доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не выше 25 %, а также предприятия, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
• 100 человек - в промышленности, строительстве и на транспорте;
« 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере;
• 30 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании;
• 50 человек - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности [7].
С 1995 по 2007 г. Россия являлась одним из немногих государств современного мира, где отсутствовали стоимостные критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, что можно считать явным пробелом в российском законодательстве. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ с внесенными в него изменениями от 18 октября 2007 г., от 22 и 23 июля 2008 г., от 2 августа, 27 декабря 2009 г. и от 5 июля 2010 г. попытался устранить эти пробелы [8]. Критерии отнесения к малым предприятиям, предъявляемые новым законодательством, таковы: уставной капитал юридических лиц - общая доля участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований, иностранных физических и юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25 % (кроме активов акционерных инвестиционных и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не может быть более 25 %. Некоторые исключения для научно-исследовательских предприятий сделаны в Федеральном законе № 217 от 2 августа 2009 г. Средняя списочная численность сотрудников с учетом всех работающих, в том числе по гражданско-правовым договорам и по совместительству, а также с учетом отработанного времени, определяемая сегодня в соответствии с приказом Росстата № 335 от 31 декабря 2009 г., не должна превышать следующих показателей:
• до 15 человек - микропредприятия;
• до 100 человек - малые предприятия;
• от 101 до 250 человек - средние предприятия.
Выручка от реализации товаров, работ, услуг без НДС или балансовая стоимость активов согласно дополнениям от 22 июля 2008 г., внесенным в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не должны превышать следующих параметров:
• для микропредприятий - 60 млн рублей;
• для малых предприятий - 400 млн рублей;
• для средних предприятий - 1 млрд рублей [8]. Приднестровское законодательство в области
государственного регулирования малых предприятий, начиная с Закона ПМР «О предпринимательской деятельности и предприятиях в При днестровской Молдавской Республике», принятого депутатами первого созыва в 1992 г., и заканчивая Законом ПМР «О некоторых особенностях государственной поддержки отдельных субъектов малого предпринимательства» от 15 октября 2008 г., к сожалению, как и российское законотворчество, имело массу недоработок в части рассматриваемой проблематики. Вплоть до 2011 г. в Приднестровье учитывался фактически лишь один количественный критерий для отнесения предприятия к категории «малое» - это списочный состав работников. Такое положение дел препятствовало выявлению четких контуров и границ сектора малого бизнеса приднестровской экономики. Упущенная в предыдущих законах дифференциация количества работников в зависимости от вида (сектора или отрасли) деятельности предприятия, а также использование финансовых критериев при его оценке были бы вполне оправданными в условиях нашего региона. Например, выручка от продаж организации оптовой торговли с пятью работниками может в несколько десятков и даже сотен раз превышать оборот предприятия, оказывающего бытовые услуги населению, с тем же числом сотрудников.
Похожие статьи ...
Методы мотивации труда на предприятиях общественного питания на примере ресторана Сибирская Корона
Проблемы
мотивации не оспариваются наукой, но от четкой разработки эффективной системы
мотивации зависит не только повышение социальной активности конкретного
работника, но и конечные результаты деятельности предприятий различных
организационно - правовых форм ...
Оценка и прогнозирование банкротства предприятия
Банкротство отдельных субъектов является неизбежным следствием
рыночной конкуренции, представляя собой, по сути, достаточно эффективный
механизм перераспределения капитала. Особенно часто возникновение финансовых
затруднений, могущих привести к банкротству, быва ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...