Критерии выделения малых предприятий
Важной и не теряющей своей актуальности проблемой в развитии теории предпринимательства, а также в практике государственного управления малым бизнесом продолжает оставаться вопрос, связанный с определением критериев малых форм производств.
В июле 2011 г. Верховный Совет ПМР принял новый Закон «О развитии и государственной поддержке малого предпринимательства», регламентирующий развитие малых предприятий и определяющий концептуальные основы государственной политики в области их поддержки институтами власти. Действие предыдущих нормативно-правовых актов в данной области экономической политики (Закон ПМР «О развитии малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике» от 23 февраля 1999 г. № 139-3, а также Закон ПМР «О некоторых особенностях государственной поддержки отдельных субъектов малого предпринимательства» от 26 января 2009 г. № 658-3-IV) утратило силу. Принципиально значимым и качественно новым отличием принятого закона стало внесение ясностей в формулировку «малый бизнес» и в то, что под ним понимается. Как сегмент экономики малый бизнес подвергается четкой дифференциации на три группы в зависимости от масштабов деятельности:
• индивидуальные предприниматели (физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя);
• микропредприятия (юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, где среднесписочная численность работников, принимаемая для расчета средней заработной платы, составляет не более 15 человек);
• малые предприятия (юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, где среднесписочная численность работников, принимаемая для расчета средней заработной платы, составляет не более 50 человек) [1].
В законе, наконец-то, расширяются количественные критерии, согласно которым предприятие можно относить к категории либо «микропредприятие», либо «малое предприятие». В частности, вводятся показатели финансовой деятельности. К примеру, чтобы конкретное предприятие классифицировать как «микро», следует учитывать не только указанную выше численность работников списочного состава, но и годовую сумму доходов от деятельности, которая согласно новому закону не должна превышать 365 000 РУ МЗП[1].
Введение этих критериев является прогрессивным новшеством как с точки зрения оптимизации статистического учета малого предпринимательства, так и с точки зрения совершенствования государственной экономической политики в данной области. Напомним, что предыдущая система статистического учета малых предприятий строилась на использовании одного базового критерия - численности работников списочного состава, который не должен был превышать 100 человек. Исключение составляли предприятия торговли, общественного питания и по оказанию коммунальных и социально-бытовых услуг населению, в которых среднесписочная численность работников за отчетный период должна была составлять не более 50 человек [2]. Что касается финансовых показателей, то они не играли первостепенной роли.
Особого внимания заслуживает тот факт, что гибкий способ организации статистического наблюдения позволяет вести мониторинг за каждой размерной группой предприятий, разрабатывать дифференцированную государственную политику по их поддержке и отслеживать эффективность принятых управленческих решений для любой из упомянутых групп. Несмотря на то что грамотно и дифференцированно проведенное статистическое наблюдение является более сложным, оно тем не менее позволяет высококачественно определять специфику и основные тенденции развития предприятий малого бизнеса, что, в свою очередь, играет бесценную роль в совершенствовании государственного регулирующего воздействия на сектор малого предпринимательства с целью его поддержки и развития. Таким образом, определение понятий «микропредприятие», «малое предприятие» и «среднее предприятие» имеет не только теоретическое значение. Во-первых, правильная формулировка субъекта позволяет точно вести статистический учет хозяйственной деятельности данного сегмента национальной экономики, а следовательно, точно определять его вклад в экономическое развитие государства. Во-вторых, она дает нам основу для разработки и совершенствования программно-целевых методов управления малыми предприятиями страны и регионов.
Похожие статьи ...
Л.В. Канторович разработка теории линейного программирования
В
этом реферате я напишу о деятельности Леонида Витальевича Канторовича,
выдающегося ученого ХХ века, о его борьбе за признание своих
экономико-математических теорий, о начальном этапе истории линейного
программирования, о зарождении новой области математическо ...
Кредит и его роль в развитии рыночных отношений современной России
В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла
значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа. Рыночные
отношения, связанные с возмездным обменом товаров и различного рода услуг
представляют собой имущественные отношения, которые ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...