Критерии выделения малых предприятий

В Японии используется комбинированная система количественных критериев градации предприятий, т. е. помимо списочного состава работников используется еще один показатель -объем основного капитала. Как первый, так и второй показатель действует синхронно и обязательно привязывается к отраслям. Если речь идет об отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи и коммунальном хозяйстве, то к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с численностью занятых до 300 человек и/или объемом основного капитала не более 100 млн йен (1,3 млн долл. США); если это оптовая торговля, то до 100 человек и/или до 30 млн йен (390 тыс. долл.) основного капитала; если розничная торговля и сфера услуг, то от 5 до 50 человек и/или до 10 млн йен (130 тыс. долл.) капитала.

Критерии определения мелкого бизнеса, предлагаемые различными национальными и международными институтами для развивающихся стран, отличаются еще большим разнообразием. Так, ООН и ее региональные институты относят к малой промышленности «совокупность мелких фабрик и предприятий нефабричного типа (в том числе и ремесленных мастерских), а также домашнюю промышленность». При этом региональные экономические комиссии предлагают разные экономические критерии в зависимости от региона земного шара.

Для Азии и Тихого океана Экономическая комиссия ООН определяет домашний бизнес как промышленность, которая обслуживается целиком или частично членами семьи и является для них основным или побочным занятием. В отличие от домашней мелкая промышленность предполагает, во-первых, применение наемного труда, во-вторых, более крупные размеры: до 50 занятых без использования электрических двигателей и до 20 занятых, если предприятие применяет в своем производстве электродвигатели.

Для Латинской Америки Экономическая комиссия предлагает несколько иной подход. Здесь к мелкой промышленности относится производство, где с помощью современных орудий труда от 5 до 50 человек производят традиционные товары, а также предприятия, на которых производство осуществляется на условиях субподрядных отношений или в рамках высокой специализации.

Что касается Африки, то при определении мелкого производства в странах данного континента Экономическая комиссия ООН исходит из наиболее простого критерия - количества занятых до 100 человек.

Еще большие различия при определении мелкого производства демонстрируют исследования соответствующих материалов отдельных развивающихся государств. Например, на Филиппинах с начала 70-х годов XX в. малым считается производство с числом занятых до 20 человек и основным капиталом до 400 тыс. песо. В Таиланде к категории малых относятся предприятия с численностью занятых до 50 человек и основным капиталом до 2 млн бат (62 тыс. долл. США). В Индии главным критерием при определении категории производства является размер основного капитала. Здесь мелким считается предприятие, у которого стоимость основного капитала не превышает 3,5 млн рупий (68 тыс. долл. США). Еще в 1961 г. на территории этой страны был полностью устранен критерий численности занятых, который, по мнению индийских специалистов, не может служить ограничителем размера предприятия в условиях перенасыщенного предложения на южно-азиатском рынке труда [6, с. 44-50].

В России в основу классификации предприятий изначально был положен количественный критерий. Напомним, что в российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Сначала к числу малых относили государственные предприятия, на которых ежегодное среднее число занятых не превышало 100 человек. В августе 1990 г. согласно постановлению Совета Министров СССР к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодных занятых, не превышающим в промышленности 200 человек, в науке - 100, в других отраслях производства - 50, в отраслях непроизводственной сферы - 25, в розничной торговле - 15 человек. Однако величина хозяйственного оборота так и не была установлена. Принцип отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых по численности работников сохранился в России и после принятия в июне 1995 г. Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с данным законом с 1995 г. в России к субъектам малого предпринимательства относят:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Новые индексы измерения качества жизни
В современном мире кризис очень влияет на социальную обстановку в стране. Более половины россиян отмечают, что за последние полгода жизнь стала опаснее, чем раньше. Причем более обеспокоены ухудшением общественного порядка столичные жители. Россияне разделились ...

Методы мотивации труда на предприятиях общественного питания на примере ресторана Сибирская Корона
Проблемы мотивации не оспариваются наукой, но от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной активности конкретного работника, но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно - правовых форм ...