Стратегии управления предприятиями пищевой промышленности

Сегодня политики предприятий пищевых производств направлена на интенсификацию производства и повышение эффективности использования ресурсов с целью надежного обеспечения населения страны продовольствием. Общепризнанной проблемой современной экономической реальности является низкая эффективность деятельности отечественных предприятий пищевой промышленности, корни которой кроются в устаревших подходах к управлению, низком уровне инвестиций в капитал, игнорировании инноваций во всех сферах деятельности промышленных предприятий. Все это обусловило актуальность выбранной темы исследования.

Не секрет, что продовольственную безопасность страны определяет именно продукция предприятий пищевых производств. Объемы потребления данной продукции можно считать индикатором платежеспособности населения.

Перечислим факторы, влияющие на развитие пищевой промышленности:

недостаток сырья (молока и мяса);

низкий уровень использования производственного потенциала;

снижение текущих и капитальных вложений вследствие нехватки собственных средств финансирования;

жесткая конкуренция;

повышение требований к качеству и потребительским свойствам продукции;

зависимость конечной продукции от качества и количества поставляемого сырья.

Сегодня для РФ характерна тенденция к росту объемов производства молочной и мясной продукции и к снижению объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий.

Однако, многие предприятия молочной, мясоперерабатывающей, овощеперерабатывающей и хлебной промышленности, пользуясь благоприятными рыночными условиями, ставят перед собой задачи по перераспределению акцентов стратегического управления с учетом отраслевых особенностей. Следует отметить, что в части развития пищевой промышленности существенное значение при формировании эффективной стратегической политики имеет фактор глобализации рынка пищевых продуктов ежедневного спроса и изменение приоритетов потребителей при их выборе. Так, общепризнанным изменением потребительского интереса является изменение структуры питания в сторону его оздоровления, что выражается в росте доли потребления свежих продуктов при удобстве их использования и справедливой стоимости.

Значительное влияние на состояние предприятий пищевых производств оказывают демографические факторы: старение населения, снижение числа членов в семье (становится меньше семей с четырьмя-пятью членами и растет число семей, состоящих из двух человек), увеличение среднего возраста женщин, рожающих первого ребенка, а также женщин, для которых главное - работа и свободное время. Кроме того, наблюдается рост потребления еды вне дома. Поэтому становится необходимым умение российских предприятий пищевой промышленности адекватно и своевременно реагировать на изменения во внешней среде. В противном случае открытость рынка продуктов питания приведет к усилению влияния зарубежных компаний, следствием чего могут быть нарушение экономической стабильности и финансовой устойчивости отечественных предприятий, снижение эффективности их производственной и коммерческой деятельности, а также кризисные проявления в целом в отрасли.

Для формирования рациональной стратегической политики необходимо провести определение ее принципов, позволяющих менеджменту предприятия выстраивать определение ее принципов, торгово-промышленной политику, давать возможность отслеживать ее реализацию, вовремя выявлять возможные угрозы для предприятия и корректировать ее в соответствии с текущей ситуацией. Таким условиям, на наш взгляд, будут удовлетворять следующие принципы:

Принцип специализации деятельности предприятия. Мировые успешные бизнес-организации максимально сузили количество видов деятельности (продукции, услуг), сконцентрировав ресурсы на реализации и совершенствовании уникальных в своем роде проектов.

По данным исследований компании inFOLID Research Group, субъекты рынка продуктов питания выстраивают стратегическую политику в соответствии с требованиями глобализующегося рынка и предлагают населению широкий ассортимент и альтернативную ценовую политику в каждой из категорий. В связи с этим, по мере насыщения рынка и удовлетворения потребительского спроса, конкуренция между производителями продуктов питания будет возрастать. Здесь выиграют компании, инвестировавшие средства в инновации продукции, качество и упаковку.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Похожие статьи ...

Кризис экономической теории
Нелинейный, неравновесный, необратимый характер экономических процессов в среднесрочном и историческом масштабе времени стал очевиден для экономистов многих научных школ еще ХIX века. Эмерджентная революция конца ХХ века сделала это очевидным для большинства эк ...

Мероприятия по снижению издержек в процессе сбыта продукции ОАО Карельский окатыш
ОАО «Карельский окатыш» - новейшее горно-обогатительное предприятие России, расположено на северо-западе республики Карелия, его продукция - железорудные окатыши является высококачественным металлургическим сырьем. Основным потребителем ОАО «Карельский окаты ...