Модель Риккардо для двух стран и товаров

Основные предпосылки модели:

Две страны: Отечество и Заграница.

Два конечных продукта: товар 1 и товар 2

В производстве каждого товара используется только один фактор производства труд, - однородный по качеству.

Общее предложение труда в каждой стране абсолютно неэластично.

Рабочая сила совершенно мобильна между секторами в пределах каждой страны, но немобильна между странами.

Трудозатраты производства каждого товара (а1 и а2) фиксированы, не зависят от объема выпуска.

Технологии производства стран различны: (i = 1,2).

Транспортные издержки и любые торговые барьеры отсутствуют

Совершенная конкуренция на рынках товаров и рынке труда.

Модель Рикардо описывает статическое равновесие и поэтому предполагает, что поставка ресурсов в экономике неэластична и что предпочтения потребителей и технология производства не изменяются.

Обозначим относительную цену второго товара как:

.

В соответствии с описанными выше предпосылками, производственная функция в каждом секторе будет иметь вид:

, i=1,2 (1.1)

где- производительность единицы труда, Li - количество труда, занятого в i-ом секторе.

Поскольку предполагается, что труд однороден по качеству и совершенно мобилен между секторами в пределах страны, ставка заработной платы в разных секторах экономики - одна и та же. Отсюда следует также полная занятость:

L1+L2 = L (1.2}

где L обозначает общее предложение труда в стране. Подставляя (1.1) в (1.2) получаем выражение для кривой производственных возможностей страны, представленной на рисунке 1.1:

Рисунок 1.1 Кривая производственных возможностей страны

(1.3)

где - относительные трудозатраты производства второго товара

В зависимости от относительной внутренней цены товаров возможны три варианта производства:

- случай неполной специализации (производятся оба товара)

- полная специализация на производстве 2-го товара в точке T2 (1.4)

- полная специализация на производстве 1-го товара в точке T1

Функции избыточного спроса. До тех пор, пока общие запасы труда в экономике неизменны, относительная цена товаров несет в себе всю необходимую информацию для спецификации функций спроса на товары:

(1.5)

Международное равновесие означает равенство мирового спроса и мирового предложения на каждый из торгуемых товаров. Для случая 2-х стран и 2-х товаров это условие может быть записано в виде системы двух уравнений:

(1.6)

или:

(1.7)

(1.8)

В скобках в этих двух уравнениях указан положительный и отрицательный избыточный спрос на товары в странах. (1.7) и (1.8) содержат только один аргумент - p. Таким образом, система выглядит переопределенной. Однако, (1.7) и (1.8) не независимы. Рассмотрим бюджетные ограничения потребителей:

(1.9)

(1.10)

Эти уравнения показывают, что для каждой страны торговля должна быть сбалансирована. Подставляя (2.9) в (2.10), получаем:

(1.11)

(1.11) - это закон Вальраса для двух рынков: если один из рынков находится в равновесии, то и другой также находится в равновесии. Таким образом, достаточно использовать только (1.7) или (1.8), поскольку решение

одного уравнения удовлетворяет другому.

Рисунок 1.2 Избыточный спрос на товар 2

Рассмотрим рынок второго товара, изображенный на рисунке 1.2. Изменяя p, мы можем вывести функцию спроса d2 = d2(p) и функцию предложения q2 = q2(p). Функция избыточного спроса на товар 2 получена как разница между d2 и q2 для каждой p. Функция предложения товара 2, и, следовательно, функция избыточного спроса, имеет две точки недифференцируемости: T1 и T2. Мы знаем из предыдущего анализа, что T1 и T2 соответствуют ситуациям полной специализации производства на товарах 1 и 2, соответственно. Относительная цена определена в точке А и равна a2/a1. При более низкой цене страна импортирует товар 2 в положительных количествах

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Особые экономические зоны в Российской Федерации
Современный период развития рыночной экономики в России характеризуется этапом модернизации, в числе факторов которой называются переход на инновационный путь развития, повышение научно-технического потенциала и инвестиционной привлекательности. Последнее, в час ...

Особенности разработки новых товаров на ООО Реалпак
Разработка нового товара является одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности. Вместе с тем, опубликованные в экономической литературе схемы разработки новых товаров не содержат наиболее полно элементов современного маркетингового инструментария, ч ...