Региональные аспекты экономической политики Российской Федерации
В целом получается, что, даже имея сходные возможности финансирования социальных расходов, региональные власти очень по-разному распределяют их по отраслям экономической сферы. При этом те отрасли, в которых сконцентрированы денежные трансферты населению, - экономическая политика и ЖКХ - отличаются наибольшим разбросом душевых расходов относительно социальных расходов в целом, особенно ЖКХ. В результате возможности поддержки населения зависят не только от душевой бюджетной обеспеченности, которую можно «подпитывать» федеральными перечислениями, но и от гораздо более субъективных моментов, таких, как позиция губернатора или мэра. Структурные диспропорции социальных расходов в регионах объективно ухудшают доступ населения к социальным программам.
По данным упомянутого исследования НИСП, основная тяжесть социальных расходов ложится на региональные и местные бюджеты, хотя централизация полномочий приводит к постепенному наращиванию социальных расходов федерального бюджета, особенно в образовании и здравоохранении. Внутри регионов финансирование всех социальных отраслей также постепенно перераспределяется вверх - с местного на региональный уровень. Фактически социальные функции и обеспечивающие их расходные полномочия, которые в развитых странах максимально привязаны к уровню местного самоуправления, все больше переходят на региональный уровень, тем самым затрудняя общественный контроль и общественную экспертизу экономически значимых решений.
Таблица 1. Доля бюджетов разного уровня в расходах, % (без внебюджетных фондов)
Уровни бюджетов |
Годы |
Социальные услуги |
Образование |
Здравоохранение |
Экономическая политика |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Федеральный бюджет |
2006 2007 2008 2009 |
25 27 24 26 |
22 19 21 23 |
14 12 20 21 |
39 52 32 56 |
0 0 0 8 |
Региональные бюджеты |
2006 2007 2008 2009 |
34 31 40 42 |
21 24 43 44 |
46 43 53 56 |
41 31 49 51 |
34 38 54 58 |
Местные бюджеты |
2006 2007 2008 2009 |
41 42 36 43 |
57 57 53 66 |
40 45 32 27 |
20 17 18 19 |
66 62 54 46 |
Таким образом, как максимальные, так и минимальные экономические расходы свидетельствуют о существенной разнице между регионами в их возможности обеспечивать достойный уровень жизни населения. Бюджетное перераспределение как основной механизм реализации экономической политики выравнивает региональные различия лишь на самом минимальном социальном уровне, а в целом способствует усилению диспропорций регионального развития. Во-первых, объективные тенденции социально-экономического развития пока не способствуют уменьшению диспропорций регионального развития. Во-вторых, возросшее перераспределение бюджетных ресурсов в 2005-х годах позволило повысить душевые социальные расходы слаборазвитых республик и автономных округов, но острота экономических проблем сохраняется, собственные доходы большинства региональных и местных бюджетов остаются низкими, а расходы не эффективны. В-третьих, масштабная политика перераспределения порождает сильные иждивенческие настроения: слаборазвитые регионы нередко опережают по душевым показателям бюджетных расходов регионы средней группы.
Похожие статьи ...
Национальная экономика. Экономический рост
Одной
из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой
страны, является стимулирование экономического роста, поддержание его на
стабильном и оптимальном уровне. Для этого необходимо иметь четкое
представление о том, что такое экономиче ...
Моделирование экономических процессов в отраслях АПК
СПК «Семисотка» - многоотраслевое предприятие. В хозяйстве развито
зерновое производство, виноградарство, животноводство, производство кормов и
масличных культур. Кроме того имеются подсобные предприятия - мельница,
пекарня, магазин, стройучасток. Вся полученная ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...