Региональные аспекты экономической политики Российской Федерации

Экономическая политика в регионах РФ в настоящее время является предметом пристального внимания исследователей. Это связано с пониманием того, что целостность и независимость государства зависит не только от характера политико-административных отношений между центром и регионами, но и от качества жизни населения в каждом субъекте Федерации, городе или поселке. Не случайно вопросы региональной политики, геополитики, государственного управления, государственного устройства, отражающие экономическую проблематику, объединены термином «экономическая безопасность».

Традиционно считается, что экономическая политика - это прерогатива государства, именно государство является гарантом и проводником единой экономической политики на всей своей территории. С другой стороны, центральная власть не в состоянии учесть все нужды и интересы населения на местах, а также изыскать способы и ресурсы для их удовлетворения, поэтому в каждом регионе экономическая политика приобретает свои характерные черты. На местном уровне реализуется муниципальная экономическая политика, отражающая интересы местного сообщества. Таким образом, согласно традиционному подходу в экономической политике также существует властная вертикаль, а основными субъектами экономической политики являются уровни власти: федеральный центр, региональная власть и местное самоуправление. В то же время, несмотря на укрепление вертикали власти, разрыв в уровне жизни граждан в масштабах страны продолжает увеличиваться.

Одной из причин, препятствующих реализации эффективной экономической политики, являются значительные диспропорции регионального развития, и, прежде всего в экономической сфере. В течение всего переходного периода в нашей стране происходило нарастание региональных различий. В 2005 г. по объему промышленного производства на душу населения различия между самым благополучным и самым неблагополучным регионом составляли 64 раза, а к 2010 г. они выросли до 281 раза. Разница в доходах бюджетов богатейшего и беднейшего регионов на душу населения выросла за пять лет с 50 до 194 раз, в объемах инвестиций - с 30 до 44 раз, в уровне безработицы - с 29 до 33 раз.

Для многих очевидно, что Россия в обозримом будущем останется страной больших региональных диспропорций. Одни исследователи объясняют это закономерностями неравномерного пространственного развития, другие - противоречиями между огромным потенциалом, которым располагает страна (территориальным, природно-ресурсным, сырьевым, топливно-энергетическим, экономическим), и относительно низким человеческим потенциалом, хотя с последним утверждением многие не согласны и в большей степени следует говорить о последствиях демографического кризиса. Существуют также различные оригинальные концепции, например политическая климатология, в контексте которой рассматриваются ошибки территориального развития нашей страны. Однако каковы бы ни были причины диспропорций регионального развития, приходится согласиться с результатами исследования, проведенного Независимым институтом экономической политики (НИЭП), согласно которым качество жизни и возможности самореализации человека в современной России фактически зависят от места жительства. Это подтверждают и другие исследования, и статистика, в частности официальные данные о доле населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2007 г. самую высокую долю бедных имели слаборазвитые республики Южного федерального округа (ЮФО): Ингушетия - 61,3%, Калмыкия - 61,9%, а также автономные округа: Усть-Ордынский Бурятский - 76,1% и Эвенкийский - 57,5%. В Приволжском федеральном округе (ПФО) максимальная доля бедных в Республике Марий Эл - 40,1%, в Центральном федеральном округе (ЦФО) - в Ивановской области (42,7%). В Москве доля бедных составляет 13,2%, Санкт-Петербурге - 10,1%. Минимальные показатели бедности в двух тюменских округах: в Ханты-Мансийском АО - 8,2%, а в меньшем по численности жителей Ямало-Ненецком АО - 8,9%. Средний показатель бедности по России в 2004 г. составлял 17,6%, хотя ряд исследователей считают, что этот показатель выше. По данным ВЦИОМ и Левада-центра, в настоящее время 35% россиян оценивают свое материальное положение и жизненный уровень как бедность и 9% - как нищету.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Похожие статьи ...

Конкурирующие цели развития фирмы в рыночной среде
У каждого предприятия должны быть свои цели, которые должны, как минимум, оправдывать его существование. Как максимум, цели должны быть амбициозные, но теоретически достижимые. Чем более высокие цели, тем больше шансов их реализовать. Поэтому, прежде всего, ...

Обоснование производства и оценка эффективности деятельности ОАО Одесский консервный завод детского питания по основным критериям
В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью с ...