Анализ ценообразующих факторов
Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, как внешних по отношению к фирме и не контролируемые ею, так и внутренних.
Основные ценообразующие факторы
Цена на рынке подвергается изменениям, прежде всего под воздействием спроса и предложения. Этот фактор в рыночной экономике играет едва ли не ключевую роль.
Спрос - это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте.
Воздействовать на динамику предложения позволяют такие производные как:
научно-технический прогресс - снижаются издержки производства, и увеличивается предложение товаров;
степень монополизации рынка, которая проявляется в изменении цен при любом уровне производства;
динамика цен на другие товары, в том числе и на взаимозаменяемые;
большое влияние на величину предложения оказывают налоги, высокая плата за ресурсы, таможенные пошлины, увеличение которых может привести к резкому снижению предложения.
Эластичность показывает, как изменяется спрос на товар при снижении или увеличении его цены, какую ценовую политику должно избрать предприятие при той или иной ставке налогообложения на прибыль. Особую важность представляет эластичность спроса от цен, или ценовая эластичность. Она определяет чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения количества товаров, которые они приобретают.
Степень ценовой эластичности определяют с помощью коэффициента эластичности (Эс) по формуле:
где Qi,Q2 - объём продаж по старым Р1 и новым Р2 ценам.
Если результат, полученный по этой формуле, больше единицы (Эс > 1), то спрос считается эластичным. Если Эс<1, то спрос неэластичен, и при эластичности, близкой к 1, спрос - стабилен.
Что дает предпринимателю знание эластичности спроса. Если маркетинговая служба, подсчитав эластичность спроса, определила, что спрос на товар эластичен (Эс>1), то можно дать руководству фирмы рекомендацию о повышении цены на этот товар. Если спрос на товар неэластичен (Эс<1), то цены лучше не повышать, поскольку выручка от реализации будет снижаться. В данном случае целесообразнее рассмотреть предложение о снижении цены, и выручка будет расти за счет увеличения спроса на товар.
Сглаживает и временно устраняет противоречия между спросом и предложением конкуренция - ценовая и неценовая.
Ценовая конкуренция - это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. В значительной степени она влияет на уровень цены. Фирмы-продавцы следуют кривой спроса, снижая или увеличивая цену. Поэтому ценой можно легко маневрировать под воздействием множества факторов.
Ценовую конкуренцию может начать не только фирма, занимающая господствующее положение на рынке, но и небольшое предприятие, чтобы выжить в условиях конкуренции.
«Война цен» в любом случае - дело трудное и в значительной степени разорительное. На выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет более сильное положение на рынке, чем конкурент. Если же конкурирующие фирмы находятся примерно в равных условиях, то "ценовая война" не просто расточительна, но и бессмысленна.
При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это (а не снижение цены) позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.
Следующий важный фактор, оказывающий значительное влияние на цены - потребители. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами: воздействием законов спроса и предложения и ценовой эластичности и неодинаковой реакцией покупателей различных сегментов рынка на цену. Именно эти причины легли в основу деления всех покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках на четыре группы:
покупатели, проявляющие большой интерес при выборе покупки и ценам, качеству, ассортименту предлагаемых товаров. Большое влияние на эту группу покупателей оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства и преимущества этого товара. Это так называемая группа экономных покупателей;
покупатели, создавшие себе "образ" товара, которым они хотят владеть, и чутко реагирующие на все характеристики, приближающие или удаляющие их от "образа". Такие покупатели получили название персонифицированных. Они требуют к себе особого внимания и чуткого обслуживания;
Похожие статьи ...
Модели антикризисного управления на примере предприятий пищевой промышленности
антикризисный управление
Антикризисное управление является особым типом управления, обладающим
общими чертами для управления и собственными специфическими характеристиками,
основанными на проблемах, решамеых именно этим видом управления.
Антикризисное управлени ...
Оборотные фонды и оборотные средства предприятия
Нормальное
функционирование предприятия не возможно без наличия определенных средств и
источников. Основные производственные фонды, состоящие из зданий, сооружений,
машин, оборудования и других средств труда, которые участвуют в процессе
производства, являются ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...