Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция (чистая) - ситуация на рынке, при которой между собой сталкивается множество производителей однотипных товаров, причем ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, чтобы иметь возможность навязывать остальным выгодные ему условия сбыта.
Именно так конкурировали некогда ремесленники на базарах древних городов, именно так по сей конкурируют между собой мелкие производители сельскохозяйственной продукции.
Экономисты часто называют такую конкуренцию совершенной, поскольку она развивается без всяких ограничений, а рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок покупателей и продавцов, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия).
Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:
1. Очень большое число независимо действующих продавцов. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, рынок иностранных валют.
2. Стандартизированная (однородная) продукция. Отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламы и сбыта.
3. Незначительный контроль над ценой. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Конкурентная фирма не может оказывать влияние на рыночную цену, она может только с ней согласиться.
4. Свободное вступление и выход из отрасли. В условиях совершенной конкуренции не существует законодательных, технологических, финансовых и других мер, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
Соблюдение всех этих черт обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.
Похожие статьи ...
Обоснование производства и оценка эффективности деятельности ОАО Одесский консервный завод детского питания по основным критериям
В
новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия
организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей
рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель
располагает возможностью с ...
Научно-технический прогресс на примере Японии
Со
временем, развитие экономики отводит на второй план традиционные факторы
экономического роста и развития сопутствующих сфер. Сейчас одним из
приоритетных критериев развития, а также и сферой наибольшей прибыли является
научно-технический прогресс.
Неслуча ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...