Исследование рынка соков и нектаров

Сегодня в соковой отрасли Украины работают 78 предприятий-производителей конечной продукции. При этом основной объем представленных на внутреннем рынке соковых продуктов (98%) приходится на 7 компаний. На долю участников Союза производителей соковой продукции Украины приходится 75% готовой продукции. Если говорить о потреблении соков, нектаров и сокосодержащих напитков, то в 2010 году этот показатель достиг 19,4 л в год на душу населения. При этом уровень потребления соков составил 10,8 л, нектаров - 7,4 л, сокосодержащих напитков - 1,2 л. Основной рост потребления соковых продуктов приходится на городское население. В Украине средний объем ежегодного потребления сока составляет около 60 литров на человека. Эти показатели говорят о хороших перспективах развития соковой индустрии.

Соки и нектары в Украине не входят в перечень товаров первой необходимости. Люди начинают их покупать только по мере достижения определенного уровня доходов, и начинают, естественно, с продукции, относящейся к низшему среднему сегменту.

Объем производства соков в первом полугодии 2010 года по сравнению с тем же периодом 2009 года сократился более чем на 30% и составил 361 тыс. тонн. Падение потребления соков в Украине вызвано снижением покупательской способности населения. При этом сокращение потребления в низком ценовом сегменте все же меньше, чем в сегменте дорогих соков. Будет наблюдаться переход с более дорогих продуктов на соки и нектары массового сегмента. В итоге многие инновационные проекты будут приостановлены. Так как в период кризиса покупательная способность населения падает, многие компании будут вынуждены сократить производство. Мелкие предприятия с малоузнаваемыми брендами вероятнее всего покинут рынок.

Основной проблемой рынка соков остается дефицит сырья. Потребности производителей обеспечиваются местным сырьем не больше чем на 25%, так как в Украине просто нет промышленных посадок фруктов.

Площадь плодоносящих садов в Украине с каждым годом уменьшается, данные представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Площадь плодоносящих садов в Украине - (тыс.га) по данным института садоводства АНУ

Год

Площадь, тыс га

2008

512

2009

468

2010

361,

В структуре себестоимости продукции сырье занимает около 60%, цены на некоторые его виды за последнее время возросли в 1,5-3 раза. Важной проблемой производителей соков является также система дистрибуции.

Также основными проблемами рынка соков и сокосодержащих напитков, потребление которых в Украине растет с каждым годом, остаются нестабильность предложения многих видов сырья и рост цен на него.

В результате на рынке сложился некоторый дефицит платежеспособного спроса на готовый продукт и ССН продукты в дальнейшем будут дорожать. В сложившейся ситуации производители были поставлены перед выбором: либо увеличивать цены на свою продукцию и предлагать 100%-ный сок исключительно по ценам премиального сегмента (более 10 грн. за 1 л), который сможет покупать ограниченный круг потребителей, либо менять структуру предложения.

Структура продаж ССН в Украине в 2010 г. по вкусам % (по данным МЕМРВ) показана на рисунке 1.1

Рисунок 1.1 Структура продаж ССН в Украине за 2010г. По вкусам в %

Также, в таблице 1.2 можно увидеть производство, импорт и экспорт сокосодержащих напитков в Украине.

Таблица 1.2 Производство, импорт и экспорт сокосодержащих напитков в Украине в период 2008-2010гг.

Год

Производство ССН в Украине, млн л

Импорт ССН в Украину, тыс. т

Экспорт ССН, тыс. т

2008

1250

80,6

142,3

2009

1345

85,3

168,2

2010

1420

93,7

187,5

Новые разработки в области технологии консервирования, заморозки и сушки плодоовощной сельскохозяйственной продукции, возрастающий спрос на отечественную продукцию и большой диапазон между потенциальным и фактическим рынком делает эту отрасль пищевой промышленности привлекательной для инвесторов.

Похожие статьи ...

Кредит и его роль в развитии рыночных отношений современной России
В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа. Рыночные отношения, связанные с возмездным обменом товаров и различного рода услуг представляют собой имущественные отношения, которые ...

Конкурирующие цели развития фирмы в рыночной среде
У каждого предприятия должны быть свои цели, которые должны, как минимум, оправдывать его существование. Как максимум, цели должны быть амбициозные, но теоретически достижимые. Чем более высокие цели, тем больше шансов их реализовать. Поэтому, прежде всего, ...