Прогнозирование оборота общественного питания: понятие, необходимость, методы
Если в процессе расчета среднегодовой темп изменения ниже 100%, т.е. наблюдается тенденция к снижению физического объема товарооборота, то прогнозировать эту же динамику на перспективу нецелесообразно. Необходимо продумать комплекс мероприятий, позволяющих по меньшей мере сохранить физический объем товарооборота на уровне отчетного периода.
К таким факторам относят:
проведение рекламных мероприятий;
изменение форм обслуживания;
расширение изменение ассортимента продукции на основе изучения спроса потребителей;
предоставление дополнительных услуг.
В основе этих мероприятий лежит изучение локального спроса, которое позволяет оценить уровень работы данного предприятия с точки зрения степени удовлетворения потребностей посетителей, и разработать программу действий по устранению недостатков [27, c.220].
После обоснования среднегодовых темпов роста товарооборота определяют плановую сумму товарооборота по формуле:
(1.15)
где Рпл - планируемый товарооборот, тыс.руб.;
Рсоп - сопоставимая база товарооборота, тыс.руб.;
- среднегодовой темп роста, %;
Iцен - индекс цен.
Планирование на основе потребности в финансовых ресурсах (целевой прибыли). Использование этого метода диктуется условиями рыночной экономики необходимостью рентабельной работы каждого предприятия. Для этого план товарооборота должен обеспечивать покрытие издержек производства и обращения и получение прибыли, нужной предприятию для нормального развития.
При использовании этого метода используется информация:
· об издержках производства и обращения на планируемый период;
· о системе ценообразования и уровне наценки на продукцию собственного производства и покупные товары, которые предопределяют уровень валовой прибыли;
· о планируемой потребности в прибыли.
Технология расчетов включает три этапа. На первом этапе определяется величина необходимой прибыли, в экономической литературе она называется целевой прибылью. В настоящее время с действующим порядком формирования финансовых результатов роль целевой прибыли играет прибыль от продаж. Определение ее плановой величины - наиболее сложный и ответственный момент, так как размер прибыли должен обеспечить:
· финансирование прироста основного капитала;
· финансирование прироста оборотного капитала;
· создание финансового резерва;
· погашение процентов за пользование кредитными средствами;
· уплату налогов, возмещаемых за счет финансового результата, налога на прибыль или единого налога на вмененный доход;
· приобретение ценных бумаг, если оно планируется;
· выплату дивидендов или части чистой прибыли владельцам предприятия;
· другие расходы, и потребности которые могут возникнуть у предприятия.
Величина целевой прибыли (Пцел) складывается из сумм всех потребностей предприятия в ресурсах для обеспечения производственного процесса. Если предусматривается получение доходов от других видов деятельности, то сумма целевой прибыли должна корректироваться на эту величину.
На втором этапе осуществляется увязка рассчитанной потребности в прибыли с возможностями ее получения. Для этого определяются такие показатели как уровень валовой прибыли, уровень и сумма издержек производства и обращения. При определении планируемого уровня валовой прибыли учитывают действующий порядок ценообразования. Если на предприятии не планируется менять уровень наценки и состав товарооборота, то можно уровень планируемой валовой прибыли оставить на уровне текущего (прошлого) года. В случае изменений в системе ценообразования, планируемый уровень валовой (УВП) прибыли рассчитывается по формуле:
,(1.16)
где Ун - средний уровень наценки, %.
При определении плановой суммы издержек производства обращения необходимо учесть, что ряд статей (переменные) зависят от объема товарооборота и рассчитать их величину, не имея данных о нем, достаточно проблематично. Поэтому целесообразно определить величину постоянных расходов предприятия, откорректировав ее в соответствии с планируемыми индексами ставок, тарифов или на основе заключенных договоров, а уровень переменных издержек принять по уровню текущего (прошлого) периода.
Объем товарооборота, обеспечивающий покрытие издержек производства и обращения и получение целевой прибыли определяется по формуле:
,(1.17)
где Ипост - сумма постоянных издержек, тыс.руб.;
УИпер - уровень переменных издержек, %.
Рассчитанный товарооборот целесообразно сопоставить с данными фактического товарооборота за текущий (прошлый) период и с показателями, полученными при использовании других методов планирования. Если спланированная величина товарооборота нереальна, слишком высока для предприятия и ее достижение невозможно, то следует откорректировать показатели: пересмотреть систему ценообразования, изменить состав товарооборота, продумать комплекс мероприятий по снижению издержек производства и обращения, пересмотреть взаимоотношения с банками и т.д. Кроме того, необходимо предусмотреть мероприятия, обеспечивающие рост товарооборота. В противном случае может сложиться ситуация, ведущая к ухудшению финансового положения банкротству предприятия [15, c.97].
Похожие статьи ...
Национальная безопасность и ее роль в стабилизации экономики
Сегодня в России вполне реальными стали угрозы:
дестабилизации и кризиса экономики, превращения ее "в сырьевой придаток
мира", ослабления обороноспособности, потери целостности и независимости
нашей страны, духовного и материального обнищания и вымиран ...
Особенности определения затрат на производство продукции
Рыночная экономика определяет конкретные требования к
системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на
изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового
состояния и постоянного совершенствования производства в ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...