Проблема эффективности олигополистического рынка и крупные предприятия в экономике России
Проблема эффективности крупных предприятий, которые неизбежно придают рынку олигополистический характер, особенно важна для экономики России. Исторически российская промышленность развивалась в первую очередь как крупная промышленность. Такое положение сложилось еще в царское время. Для советской экономики также была свойственна непpопоpционально высокая доля крупных пpедпpиятий при явно заниженной по сравнению с развитыми рыночными экономиками доле мелких и средних пpедпpиятий. Уже в 1960 г. процент крупных пpедпpиятий (с числом занятых свыше 500 чел.) в СССР достигал почти 16% и был в пять с лишним раз выше, чем в ФРГ. Причем на этом процесс концентрации не остановился. К концу советской эпохи (1987) доля крупных предприятий дошла до 29,5%, а трудились на них 85,1% всех занятых, т.е. чуть ли не все работники промышленности.
В новой рыночной экономике России возникло много мелких предприятий, что частично покрыло их дефицит. Поэтому доля крупных заводов в общей численности предприятий резко упала (до 7% в 2008 г.). Но фактически весь производственный потенциал по-прежнему сосредоточен на заводах-гигантах.
Российская автомобильная промышленность 90-х годов - классический пример нескоординированной олигополии.
Самостоятельных производителей автомашин в стране вообще немного (около десятка), а крупных фирм, оказывающих заметное влияние на рынок, и того меньше. Так, в производстве легковых автомобилей их всего три - АвтоВАЗ, ГАЗ и АЗЛК.
С началом рыночных реформ в 1992 году, автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса в 10 раз, легковых автомобилей на треть. Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредитов) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР, а также морального старения и физического износа оказавшихся избыточными производственных мощностей. В результате остановились даже заводы АЗЛК и ИЖ, выпускавшие по более чем 150 тысяч более менее востребованных рынком недорогих легковых автомобилей.
В то же время, лидеры отрасли АвтоВАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ смогли выпустить в 90-х новые модели: ВАЗ-2110, ГАЗ-3302/-2705/-3221 "Газель" и ЗИЛ-5301 "Бычок", позволившие им пережить наиболее тяжёлую фазу кризиса. После дефолта и девальвации рубля 1998 года российский автопром, как и все отечественные производители, получил кратковременную передышку, были освоены новые модели ВАЗ-1118 "Калина", ГАЗ-31105 "Волга", ГАЗ-2217/2752 "Соболь" и ГАЗ-3310 "Валдай", но негативная тенденция сокращения доли рынка у отечественных производителей сохранилась. Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги "Руспромавто" (ныне "Группа ГАЗ") и "Северсталь-авто" (ныне "Соллерс").
В 1991-1992 гг. лидером в ценах на легковые машины постоянно выступал крупнейший производитель - АвтоВАЗ. А АЗЛК и ГАЗ следовали за ним. Это было время гиперинфляции, когда дорожало все. Решающее значение имела скорость повышения цен. И АвтоВАЗ задал весьма быстрый темп.
Похожие статьи ...
Обоснование целесообразности ведения рыбного промысла в Фарерской экономической зоне
Рыбное
хозяйство является ведущей отраслью народного хозяйства отдельных регионов
страны. В Камчатской области оно обеспечивает более 60% товарной продукции.
Велика его роль в экономике Приморского края, Астраханской, Архангельской,
Калининградской, Мурманской, ...
Научные школы экономического анализа
Актуальность темы курсовой работы заключается в следующем.
Теория, методология, методика, способы и приемы экономического анализа
складывались постепенно, проходя, как и в других науках, сложные, порой
противоречивые этапы истории. Путь экономического анализа ка ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...