Механизм формирования фондов экономического стимулирования и этапы их развития
Ведущим среди фондов экономического стимулирования предприятий (объединений) является фонд материального поощрения. Он играет достаточно значительную роль в системе материального стимулирования трудовых коллективов. В настоящее время ФМП составляет около 9% общего фонда оплаты труда в промышленности. В расчете же на одного работающего в данной отрасли ежегодные выплаты из ФМП за 1970-1985 гг. выросли со 118,3 до 222,4 руб. [22]
Основное назначение фонда материального поощрения заключается в том, чтобы способствовать обеспечению единства системы экономических интересов. Увязка интересов общества с интересами предприятий (и их подразделений) осуществляется посредством механизма образования ФМП по результатам работы коллективов, сочетание же общенародных и коллективных интересов с личными интересами отдельных работников достигается через механизм использования средств фонда в соответствии с законом распределения по труду.
Механизм формирования фонда материального поощрения состоит из ряда элементов и включает модель связи этих элементов в системе. К ним относятся основные и дополнительные фондообразующие (фондокор-ректирующие) показатели, базовый показатель, экономические нормативы и источники образования фонда.
Фондообразующие показатели являются стержневым элементом всей системы формирования ФМП. Они определяют те стороны, те достижения в хозяйственной деятельности предприятий (объединений), которые подлежат стимулированию за счет средств данного фонда. Особую роль в механизме фондообразования играют так называемые базовые показатели, служащие исходной основой при формировании нормативов. Последние устанавливают взаимосвязь между изменением показателей и размером поощрения. Наконец, источники образования ФМП определяют, откуда должны черпаться средства для поощрения коллективов. [13]
Модель соединения элементов в систему зависит прежде всего от принятых методов оценки результатов хозяйственной деятельности коллективов, определяющих в свою очередь характер применяемых нормативов. В качестве таких методов выделяют оценку:
1. степени выполнения плана по тому или иному показателю;
2. динамики показателей работы предприятия (рост или прирост показателя по сравнению с достигнутым уровнем);
. уровня использования коллективом имеющихся ресурсов (по сравнению с нормативно возможным на данном предприятии уровнем либо по сравнению с эталоном - лучшим достижением по отрасли или группе предприятий).
Соответственно следует различать модель механизма образования ФМП, ориентированную на стимулирование выполнения плана, «приростной» и «уровневый» механизмы формирования фонда.
Модель связи элементов может быть ограничена рамками годового планового периода, а может распространять свое действие на пятилетку. Кроме того, ее эффективность зависит от увязки выделяемых на поощрение коллективов средств с прибылью как реальным источником стимулирования. Механизм образования фонда материального поощрения характеризуется чрезвычайной подвижностью. Достаточно сказать, что за прошедшие с момента создания ФМП два десятилетия методика его образования изменялась пять раз (с учетом внедряемой сейчас методики для предприятий, работающих в условиях самофинансирования). Использованные на этих различных временных этапах формирования
В новых условиях хозяйствования система материального стимулирования заметно упрощена. До минимума сведено количество основных фондообразующих показателей: [18]
· на предприятиях отраслевой промышленности группы «А» (кроме нефтяной, угольной, газовой и энергетической промышленности) в качестве такого показателя выступает показатель себестоимости, устанавливаемый в виде задания по снижению предельного уровня затрат на рубль товарной продукции;
· на предприятиях отраслей группы «Б» - рост прибыли (расчетной прибыли). Тем самым был сделан шаг в направлении создания однофакторной модели формирования ФМП (хотя данная модель еще «отягощается» целым рядом дополнительных корректировок).
Похожие статьи ...
Особенности разработки новых товаров на ООО Реалпак
Разработка нового товара является одним из важнейших направлений
маркетинговой деятельности. Вместе с тем, опубликованные в экономической
литературе схемы разработки новых товаров не содержат наиболее полно элементов
современного маркетингового инструментария, ч ...
Научно-технический прогресс на примере Японии
Со
временем, развитие экономики отводит на второй план традиционные факторы
экономического роста и развития сопутствующих сфер. Сейчас одним из
приоритетных критериев развития, а также и сферой наибольшей прибыли является
научно-технический прогресс.
Неслуча ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...