Механизм формирования фондов экономического стимулирования и этапы их развития

Ведущим среди фондов экономического стимулирования предприятий (объединений) является фонд материального поощрения. Он играет достаточно значительную роль в системе материального стимулирования трудовых коллективов. В настоящее время ФМП составляет около 9% общего фонда оплаты труда в промышленности. В расчете же на одного работающего в данной отрасли ежегодные выплаты из ФМП за 1970-1985 гг. выросли со 118,3 до 222,4 руб. [22]

Основное назначение фонда материального поощрения заключается в том, чтобы способствовать обеспечению единства системы экономических интересов. Увязка интересов общества с интересами предприятий (и их подразделений) осуществляется посредством механизма образования ФМП по результатам работы коллективов, сочетание же общенародных и коллективных интересов с личными интересами отдельных работников достигается через механизм использования средств фонда в соответствии с законом распределения по труду.

Механизм формирования фонда материального поощрения состоит из ряда элементов и включает модель связи этих элементов в системе. К ним относятся основные и дополнительные фондообразующие (фондокор-ректирующие) показатели, базовый показатель, экономические нормативы и источники образования фонда.

Фондообразующие показатели являются стержневым элементом всей системы формирования ФМП. Они определяют те стороны, те достижения в хозяйственной деятельности предприятий (объединений), которые подлежат стимулированию за счет средств данного фонда. Особую роль в механизме фондообразования играют так называемые базовые показатели, служащие исходной основой при формировании нормативов. Последние устанавливают взаимосвязь между изменением показателей и размером поощрения. Наконец, источники образования ФМП определяют, откуда должны черпаться средства для поощрения коллективов. [13]

Модель соединения элементов в систему зависит прежде всего от принятых методов оценки результатов хозяйственной деятельности коллективов, определяющих в свою очередь характер применяемых нормативов. В качестве таких методов выделяют оценку:

1. степени выполнения плана по тому или иному показателю;

2. динамики показателей работы предприятия (рост или прирост показателя по сравнению с достигнутым уровнем);

. уровня использования коллективом имеющихся ресурсов (по сравнению с нормативно возможным на данном предприятии уровнем либо по сравнению с эталоном - лучшим достижением по отрасли или группе предприятий).

Соответственно следует различать модель механизма образования ФМП, ориентированную на стимулирование выполнения плана, «приростной» и «уровневый» механизмы формирования фонда.

Модель связи элементов может быть ограничена рамками годового планового периода, а может распространять свое действие на пятилетку. Кроме того, ее эффективность зависит от увязки выделяемых на поощрение коллективов средств с прибылью как реальным источником стимулирования. Механизм образования фонда материального поощрения характеризуется чрезвычайной подвижностью. Достаточно сказать, что за прошедшие с момента создания ФМП два десятилетия методика его образования изменялась пять раз (с учетом внедряемой сейчас методики для предприятий, работающих в условиях самофинансирования). Использованные на этих различных временных этапах формирования

В новых условиях хозяйствования система материального стимулирования заметно упрощена. До минимума сведено количество основных фондообразующих показателей: [18]

· на предприятиях отраслевой промышленности группы «А» (кроме нефтяной, угольной, газовой и энергетической промышленности) в качестве такого показателя выступает показатель себестоимости, устанавливаемый в виде задания по снижению предельного уровня затрат на рубль товарной продукции;

· на предприятиях отраслей группы «Б» - рост прибыли (расчетной прибыли). Тем самым был сделан шаг в направлении создания однофакторной модели формирования ФМП (хотя данная модель еще «отягощается» целым рядом дополнительных корректировок).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Особенности разработки новых товаров на ООО Реалпак
Разработка нового товара является одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности. Вместе с тем, опубликованные в экономической литературе схемы разработки новых товаров не содержат наиболее полно элементов современного маркетингового инструментария, ч ...

Научно-технический прогресс на примере Японии
Со временем, развитие экономики отводит на второй план традиционные факторы экономического роста и развития сопутствующих сфер. Сейчас одним из приоритетных критериев развития, а также и сферой наибольшей прибыли является научно-технический прогресс. Неслуча ...