Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе
Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:
консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);
оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);
оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.
Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательских организаций.
Для белорусской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства государством, прежде всего малых его форм в производственной сфере, одна из главных. Формы поддержки различны:
а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т.п.;
б) налоговые льготы и послабления;
в) целевые фонды, финансирование из государственного и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в Беларуси.
В современной учебной и научной литературе проблема предпринимательства чаще рассматривается в узких рамках. Учебные пособия, как правило, посвящены деятельности индивидуальных предпринимателей и предпринимателей, действующих в частном секторе. Однако принципы предпринимательства могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики.
Не вдаваясь в подробности, можно говорить о двух формах предпринимательства: частной и государственной.
Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:
а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие)
б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
Конечно, каждый из этих видов - государственное и частное предпринимательство - имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае занятие такой деятельностью предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение прибыли. Государство ставит перед своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели.
У государственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальные источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства. В этой связи на первый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как:
) значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т.п., предполагающие льготные параметры оплаты и скидки;
) доступность кредитов на особо выгодных условиях;
) экономия на масштабах производства;
) широкие возможности получения нового оборудования, включая лизинговые;
) устойчивая сеть деловых связей, доступ к источникам исчерпывающей информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных.
Эти преимущества государственных коммерческих предприятий как субъектов рыночных отношений могут являться основой для снижения их индивидуальных затрат по сравнению с общественными и тем самым - для извлечения сверхприбыли.
Похожие статьи ...
Модели антикризисного управления на примере предприятий пищевой промышленности
антикризисный управление
Антикризисное управление является особым типом управления, обладающим
общими чертами для управления и собственными специфическими характеристиками,
основанными на проблемах, решамеых именно этим видом управления.
Антикризисное управлени ...
Особенности определения стоимости изобретений
Одним
из главных показателей цивилизованного общества во все времена было и
продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки,
культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал
общества и уровень его культурного ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...