Межрегиональные связи

г) совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональными и другими объединениями граждан.

Управление экономическим развитием, в аспекте которого осуществляется экономическая политика чрезвычайно сложный процесс. В настоящее время это связано в первую очередь с формированием нового типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование экономической политики происходит в условиях сокращения объёма и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизненного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

В настоящее время российское государство переориентировалось на либеральную социальную политику. В российском обществе положено начало процессу выработки новых компонентов, нового опыта в процессах самоопределения людей. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил. Либеральная политика означает снижение роли государства в решении социальных проблем граждан, предоставлении им возможностей большей свободы для самостоятельного их решения. Для либеральной модели характерно оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхового принципа финансирования социальных программ, а также возрастания роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включённые в список минимальных гарантий.

Исходя из системы государственных приоритетов, в настоящее время можно выделить в социально-трудовой сфере следующие направления реформирования:

сфера труда и распределения доходов;

пенсионная система;

социальное страхование;

реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.);

социальная помощь.

Экономическая политика государства не сводится к деятельности органов власти, занимающихся экономическими вопросами. В разработке и реализации экономической политики государства участвуют три стороны: власть (законодательные, исполнительные, судебные органы), общество (политические институты), население (социально-профессиональные и другие объединения граждан, отдельные инвалиды).

Субъектами экономической политики выступают:

государственные ведомства и учреждения;

органы местного самоуправления;

внебюджетные фонды;

общественные, религиозные, благотворительные или иные;

негосударственные объединения;

коммерческие структуры и бизнес;

профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

Анализ показал, что экономическая политика Российского государства долгие годы рассматривалась как важная предпосылка эффективной борьбы с бедностью в обществе. Другое дело, что в само понятие «экономическая политика» на протяжении всего этого времени вкладывалось совершенно противоположное содержание, главным образом патерналистского характера, с одной стороны, или она объявлялась единственно возможной в преодолении всех остальных форм бедности в стране - с другой.

Действительно, обобщив многочисленные трактовки термина «экономическая политика», можно заключить, что в исследуемый период выделялись следующие общие моменты, соотносимые с рассматриваемым термином:

а) экономическая политика государства направлена на регулирование экономической сферы, социальных отношений, условий жизнедеятельности тех или иных групп населения;

б) экономическая политика формируется государством и другими субъектами социальной политики, непосредственно исходя из представлений о правовом государстве, рыночной экономике и т.п.;

в) экономическая политика имеет своей целью совершенствование условий, образа и качества жизни людей, прежде всего незащищенных групп граждан, и, таким образом, осуществляет непосредственное воздействие на устранение острых форм бедности среди них.

Ключевой задачей государственной политики в сфере борьбы с бедностью в исследуемый период становилось предотвращение дальнейшего обнищания и маргинализации части населения страны путем концентрации средств социальной помощи на удовлетворение нужд наиболее уязвимых социальных слоев российского общества. Аналогичную задачу можно было обнаружить и при анализе основных направлений социальной и экономической политики государства в условиях перехода к новым рыночным отношениям.

А.А. Разумов, исследовавший эти направления, выделил среди них следующие:

политика в области труда, социально-трудовых отношений;

политика в области заработной платы и доходов населении;

политика занятости, регулирование рынка труда;

социальная защита населения;

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Конкурирующие цели развития фирмы в рыночной среде
У каждого предприятия должны быть свои цели, которые должны, как минимум, оправдывать его существование. Как максимум, цели должны быть амбициозные, но теоретически достижимые. Чем более высокие цели, тем больше шансов их реализовать. Поэтому, прежде всего, ...

Модель анализа и оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности ООО Урагз
Актуальность выбранной темы заключается в огромной важности предмета исследования для финансовой системы предприятия и её стабильного функционирования. Из выше изложенного можно сделать вывод, что выбранный объект исследования, то есть финансовый анализ, и вообщ ...