Методики разработки финансовой стратегии предприятия

Итак, соединив значения результата хозяйственной деятельности и результата финансовой деятельности можно определить положение любого предприятия на матрице финансовой стратегии:

· в зоне равновесия - 1 «Отец семейства», 2 «Устойчивое равновесие», 3 «Неустойчивое равновесие»;

· в зоне успехов - квадраты 4 «Рантье», 5 «Атака», 6 «Материнское общество»;

· или в зоне дефицита - квадраты 7 «Эпизодический дефицит», 8 «Дилемма», 9 «Кризис».

Итак, после определения настоящего положения предприятия на матрице финансовой стратегии (зона и квадрат) и движения по ней за три последних года, становится возможным определение «критического пути» хозяйствующего субъекта (без «перескакивания» через промежуточные положения). Например, из квадрата 9 «Кризис» нельзя попасть сразу в зону успеха, не пройдя предварительно через послекризисные состояния, т.е. квадраты 7 «Эпизодический дефицит» или 8 «Дилемма». Или же из квадрата 6 «Материнское общество» нельзя попасть сразу в зону равновесия, не пройдя через квадраты 4 «Рантье» или 5 «Атака». При этом если соотношение заемные средства/собственные средства поднимается слишком высоко, то возникает тенденция к перемещению в квадрат 4 «Рантье», а если рынок сбыта материнского общества «стареет», исчерпывается - возникает тенденция к перемещению в квадрат 5 «Атака». Причем, особенностью квадрата 6 «Материнское общество» является то, что некоторые предприятия попадают в него случайно, не являясь при этом материнскими обществами. Причиной является большой объем привлеченных кредитов.

Зная сегодняшнее положение конкретного предприятия и возможный «критический путь» движения в перспективе менеджеры могут выбрать свою стратегию. Например, путь из квадрата 9 «Кризис» в квадрат 8 «Дилемма», а затем в квадрат 2 «Устойчивое равновесие» или путь из квадрата 6 «Материнское общество» в квадрат 4 «Рантье», а затем в квадрат 2 «Устойчивое равновесие».

Обеспечить достижение цели по избранному пути стратегического развития может тщательно обоснованная финансовая политика, адекватная финансовым возможностям предприятия и выбранному, по матрице финансового состояния, критическому пути.

На основании анализа текущей деятельности и движения по матрице финансовой стратегии, а также вариантных прогнозов (сценариев) будущего развития разрабатывается финансовая стратегия, имеющая долгосрочный характер.

Для российских предприятий матрица финансовых стратегий может быть очень полезной. В современных условиях в отечественных компаниях преобладают ситуации, описанные выше в квадрантах 7, 8, 9. Все они характеризуются дефицитом ликвидных средств предприятия Методика разработки финансовой стратегии компании предложенная фирмой Arthur D. Little [8] основывается на портфельном анализе и концепции жизненного цикла отрасли или бизнес-единицы, в соответствии с которой каждая бизнес-единица проходит в своем развитии четыре стадии: рождение, развитие, зрелость и спад. Другим параметром является конкурентная позиция бизнеса: ведущая (доминирующая), сильная, благоприятная (заметная), прочная или слабая.

Сочетание четырех стадий жизненного цикла отрасли и пяти конкурентных позиций дает в итоге матрицу ADL размерности 4*5, которая дополняется тщательно продуманным набором уточненных стратегий, стратегических решений. Для использования матрицы необходимо определить переменные, которые характеризуют стадию жизненного цикла и переменные, определяющие сильные стороны бизнеса и его относительное положение на рынке. Что касается сильных сторон бизнеса, то они определяются такими показателями, как общая конкурентоспособность бизнеса, отношение менеджмента к риску, наличие патентов, гарантийного обслуживания, вертикальной интеграции, общая эффективность бизнеса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Методы оценки залоговой стоимости жилой недвижимости с учетом долгосрочного характера ипотечного кредитования
недвижимость оценка Оценка залоговой стоимости присутствует в различных сегментах рынка жилищной ипотеки: при выдаче кредитов, их продаже или переуступке; при эмиссии, размещении, обращении ипотечных ценных бумаг и т.д. Отсутствие же обязательного к применению с ...

Место и роль монополий в переходной экономике России
ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЙ Монопо́лия (от греч. μονο - один и πωλέω - продаю) - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых ...