Методы определения численности персонала

При определении численности персонала (нормы численности) необходимо учитывать множество показателей. Расчетной базой всех трудовых норм являются нормы времени, характеризующие продолжительность выполнения различных работ или величину затрат труда (времени) на единицу работы оказанных услуг.

Норма численности - это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ. По нормам численности определяются также затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по гостинице или по службам, сменам, структурным подразделениям.

Необходимая численность сотрудников, занятых обслуживанием, определяется по формулам:

или , (1)

где Нч - норма численности;

О - общее количество обслуживаемой гостиницей гостей, квадратных метров производственной площади, единиц оборудования и т. п.;

Нд - норма обслуживания.

Нвр.о - норма времени обслуживания

Тсм - время простоя, мин.

Норма обслуживания - количество производственных объектов (единиц оборудования, номеров определенной комфортности, рабочих мест и т. п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Нормы обслуживания предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием гостей, номерного фонда и мест общего пользования, рабочих мест, аппарата управления гостиницей и т. п. Чтобы рассчитать норму обслуживания, надо определить норму времени обслуживания [2].

Нормы обслуживания (нормативы времени на работы по уборке помещений гостиниц), применяемые в гостиницах установлены на основе требований СНиП 2.08.02-89. «Общественные здания и сооружения», Правил технической эксплуатации гостиниц и их оборудования, СанПиН 42-123-5774-91.

Нормативы численности определяют численность обслуживающего персонала (горничных, гардеробщиков, и т.д.).

В том случае, если в гостинице имеются номера, не соответствующие требованиям, а также оснащенность номеров и периодичность выполнения уборочных работ иные, то нормы обслуживания соответственно пересчитываются.

Норма времени обслуживания - это количество времени, необходимое в определенных организационно-технических условиях на обслуживание в течение смены одного гостя единицы оборудования, квадратного метра производственной площади и т. д.

Норма времени обслуживания (Т„о) определяется по формуле:

Тно~ (Tн(I) +TH(2) + ...+ TH(п))×K ,(2)

где Tн(I) +TH(2) + ...+ TH(п) - время, затраченное на выполнение отдельных работ в номере;

К - коэффициент, учитывающий затраты времени на выполнение дополнительных функций, отдых и личные надобности.

Коэффициент определяется по формуле:

, (3)

где а1 - время на дополнительные функции в процентах ко времени основных функций;

а2 - время на отдых и личные надобности в процентах к времени основных функций.

Определив норму времени на обслуживание по нормативам или с помощью хронометража, можно рассчитать норму обслуживания по следующей формуле:

, (4)

где Но - норма обслуживания;

Нв.ро - норма времени на обслуживание одного гостей, единицы производственных площадей, единицы оборудования и т. п.;

n - количество единиц работ, выполняемых в течение определенного периода (смены, месяца);

К - коэффициент, учитывающий выполнение дополнительных функций, не учтенных нормой времени (функции учета, инструктажа, наблюдения за процессом), а также на отдых и личные надобности.

При анализе выполнения норм обслуживания необходимо учитывать условия оказания услуг. В частности, простои, связанные с невозможностью выполнения работ по объективным причинам, обусловленным Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ и Правилами размещения в конкретной гостинице, т. е. простои, не зависящие от предприятия и работника, или невозможность уборки номеров в связи с присутствием в них проживающих. Для определения потерь рабочего времени по этой причине, а следовательно, для уточнения норм обслуживания для горничных рекомендуется принимать поправочный коэффициент:

,(5)

где Кпнр - коэффициент, определяющий потери рабочего времени по независящим от предприятия и работника причинам;

Тсм и Тпнр - время рабочей смены и время простоя то тем же причинам, мин.

Например, при потере 30 минут рабочего времени горничной по независящей от нее причине, поправочный коэффициент к нормам численности или обслуживания при 7-ми часовой рабочей смене равен:

К = (480 - 30)/480 = 0,937.

Ниже приведена шкала поправочных коэффициентов к нормам численности горничных в связи с потерями рабочего времени из-за невозможности уборки номеров в присутствии проживающих (табл. 1).

Таблица 1

Шкала поправочных коэфициентов

Потеря времени, мин

Коэффициент

1

2

20

0,958

30

0,937

40

0,917

50

0,896

60

0,875

70

0,854

80

0,833

90

0,812

В практике эти потери не превышают 50 минут

Введение таких коэффициентов позволяет более точно определить требуемое число персонала и, кроме того, дать объективную оценку выполнения установленных в настоящее время норм обслуживания. Анализ нормирования труда выполняется по всем специальностям рабочих и служащих гостиницы. В процессе анализа выявляются все факторы, влияющие на отклонение фактических затрат труда от нормативных, а также соответствие установленных норм современному состоянию гостиницы и условиям ее работы на соответствующем рынке гостиничных услуг.

Явочная численность, определяется по нижеследующим зависимостям.

При расчете по нормам времени обслуживания:

,(6)

При расчете по нормам обслуживания:

,(7)

где Чя - явочная численность;

Тно(1) Тно(2) - Тно(n) - норма времени обслуживания (например, одноного номера);

Тсм - сменный фонд рабочего времени;

Но(1) Но(2), ... Но(п) - норма обслуживания (например, однотипных номеров).

Списочная численность (Чсп) может быть определена по следующей формуле:

Чсп = Чя × Кн ,(8)

гостиница норма численность персонал

где Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы во время отпуска, по болезни и т. д. [2].

Например, проведем расчет численности горничных в гостинице (работающих в I, II и III смены).

Исходные данные: гостиница имеет категорию 1 звезда и следующее количество номеров:

- однокомнатных одноместных (с полным санузлом) - 15;

- однокомнатных двухместных (с полным санузлом) - 25;

- однокомнатных одноместных (без санузла) - 17;

- однокомнатных двухместных (без санузла) - 20;

- однокомнатных двухместных (без санузла, но оборудованных умывальником) - 7;

- количество представляемых койко-суток в год - 41063;

- количество проживающих в год - 12400;

- коэффициент, учитывающий планируемые для данной категории гостиницы невыходы горничных - 1,3.

. Находим по таблице нормы времени обслуживания для вышеуказанных номеров (табл. 2).

Таблица 2

Нормы численности горничных (дежурных), работающих во II и III смены для гостиниц категории 2 звезды, 1 звезда, общежитии [2].

      Количество предоставляемых койко - суток в год

      количество проживающих в год

      До 12000

      5001-6000

      6001-7000

      2201-27000

      9001-10500

      10501-12500

      12501-14500

      14501-18000

      18001-21000

      21001-26000

      26001-31000

      31001-38000

      38001-45000

      45001-54000

      54001-65000

      65001-78000

      78001-94000

      94001-110000

      110001-130000

      130001-160000

      160001-190000

      190001-230000

      230001-280000

      280001-340000

      340001-400000

      400001-500000

      500001-600000

      600001-700000

      700001-850000

      Чел.

      Нормативы численности горничных

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      9

      10

      11

      12

      13

      14

      15

      16

      17

      18

      19

      20

      21

      22

      23

      24

      25

      26

      27

      28

      29

      30

      До 1000

      0,27

      0,35

      0,43

      0,54

      0,66

      0,79

      0,93

      1,13

      1,37

      1,65

      2,01

      2,45

      2,95

      1001-11000

      0,35

      0,43

      0,51

      0,62

      0,74

      0,87

      1,01

      1,21

      1,45

      1,73

      2,09

      2,53

      3,03

      3,61

      4,33

      5,19

      6,23

      7,39

      11001-24000

      -

      -

      -

      -

      0,82

      0,95

      1,09

      1,29

      1,53

      1,81

      2,17

      2,61

      3,11

      3,69

      4,41

      5,27

      6,31

      7,47

      8,76

      10,6

      12,7

      -

      -

      -

      -

      -

      24001-40000

      -

      -

      -

      -

      -

      -

      -

      -

      1,92

      2,28

      2,71

      3,21

      3,79

      4,51

      5,37

      6,42

      7,56

      8,86

      10,7

      12,8

      15,2

      -

      -

      -

      -

      -

      -

      40001-60000

      6,54

      7,69

      8,99

      10,8

      13,0

      15,4

      18,8

      -

      -

      -

      -

      60001-80000

      9,13

      10,9

      13,2

      15,6

      19,0

      22,8

      27,1

      32,9

      40,1

      47,3

      56,3

      80001-110000

      Похожие статьи ...

      Мероприятия по снижению издержек в процессе сбыта продукции ОАО Карельский окатыш
      ОАО «Карельский окатыш» - новейшее горно-обогатительное предприятие России, расположено на северо-западе республики Карелия, его продукция - железорудные окатыши является высококачественным металлургическим сырьем. Основным потребителем ОАО «Карельский окаты ...

      Место и роль монополий в переходной экономике России
      ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЙ Монопо́лия (от греч. μονο - один и πωλέω - продаю) - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых ...