Конкурентоспособность: рейтинг России

Россия потеряла 9 позиций и опустилась на 62-е место в рейтинге конкурентоспособности экономик мира на 2006-2007 гг., подготовленном Международным экономическим форумом (МЭФ). Это не очень важный показатель, но он наглядно свидетельствует о ненормальном положении дел в российской экономике.

Эксперты МЭФ связывают снижение российского рейтинга главным образом с несовершенством судебной системы страны. "Процесс получения правовой помощи в России, в отличие от большинства развивающихся экономик, занимает долгое время и требует значительных затрат, в то же время не являясь достаточно прозрачным", - говорится в докладе. В "правильном" переводе Гоблина это звучало бы так: "Захваты предприятий в России стали таким обычным делом, что заниматься любым бизнесом, кроме криминального в этой стране стало себе дороже".

В настоящее время российские вузы не готовят специалистов по конкурентоспособности (только с 2002 г. в некоторых ведущих вузах стали изучать курс «Управление конкурентоспособностью организации» в рамках второго высшего экономического образования). В стране отсутствуют какие-либо нормативные акты (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.), печатные органы по конкурентоспособности и т.д. А между тем, согласно докладу Мирового экономического форума, по рейтингу конкурентоспособности среди 80 стран Россия занимает всего лишь 62 место!

Принятый 27 декабря 2002 г. Федеральный закон «О техническом регулировании» концептуально изменяет подходы к управлению научно-техническим прогрессом, стандартизацией, сертификацией и другими комплексными проблемами повышения эффективности российской экономики. Упомянутый закон «пронизывает» идея повышения конкурентоспособности продукции. При этом повышение качества управления, качества продукции, качества сервиса потребителей, цена и затраты на применение продукции будут факторами, определяющими конкурентоспособность. В соответствии с принципами системного подхода, требованиям которого отвечает Федеральный закон, сначала следует строить целое (систему), а затем структурировать его и заниматься пропорциональным развитием каждого компонента целого. В России же пытались делать все наоборот, то есть улучшать один компонент (качество продукции) целого (конкурентоспособности) без структуризации целого. Игнорирование в последние 10 лет системного подхода привело к бесполезной трате огромных средств на всех уровнях экономики.

В феврале 2003 г. Правительство РФ приняло «Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)». В п.1.1 программы отмечается: «Усилившиеся в конце прошлого века тенденции к глобализации значительно обострили проблему конкурентоспособности России. В отсутствие значимых межстрановых барьеров для перемещения капитала, рабочей силы, технологий, информации первостепенное значение для России приобретает проблема поддержания национальной конкурентоспособности в борьбе за привлечение мировых экономических ресурсов, а также за удержание собственных. В случае проигрыша в конкурентной борьбе Россия теряет не только значительную часть экономических ресурсов, но и политический вес, позиции на внешних рынках, и, самое главное, теряет потенциал к устойчивому развитию. Задача достижения высоких темпов экономического роста не должна рассматриваться в отрыве от индикаторов конкурентоспособности экономики».

В каждом разделе программы идея повышения конкурентоспособности определяется как важнейший инструмент возрождения национальной экономики.

К сожалению, программа разработана в духе советских «Основных направлений социально-экономического развития страны на пятилетний период». В целом она носит декларативный характер, направления социально-экономического развития Российской Федерации неконкретные. Нет механизма повышения конкурентоспособности страны.

Так, авторы программы предлагают еще более уменьшить долю государственной собственности, степень участия государства в управлении экономикой. Это стратегическая ошибка наших реформаторов, впервые совершенная ими более 10 лет назад, когда руководители без научно обоснованной стратегии реформирования стали проводить «ковбойскую» (сначала стреляют, потом целятся) приватизацию, либерализацию, стабилизацию. Кто будет нести ответственность за то, что коэффициент извлечения из недр природных ресурсов в России примерно в 2 раза ниже, чем в развитых странах? Обновление основных фондов в несколько раз ниже норматива, и их износ превышает критический уровень. В России растет разрыв между доходами богатых и бедных, не снижаются организованная преступность и коррупция, уменьшается продолжительность жизни россиян, ухудшается ее качество. Участие государства в управлении экономикой малоэффективно, о чем свидетельствуют сложности создания и функционирования нового бизнеса, бюрократизм, беспорядок во многих сферах общественной жизни. Государство обязано разработать и реализовать стратегические меры по повышению качества управления, конкурентоспособности страны и качества жизни населения.

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Обоснование целесообразности ведения рыбного промысла в Фарерской экономической зоне
Рыбное хозяйство является ведущей отраслью народного хозяйства отдельных регионов страны. В Камчатской области оно обеспечивает более 60% товарной продукции. Велика его роль в экономике Приморского края, Астраханской, Архангельской, Калининградской, Мурманской, ...

Малый и средний бизнес в развитых странах возможности использования в России
Малый и средний бизнес играют огромную роль в развитии экономики как в России, так и за рубежом. Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознамено ...