антимонопольное законодательство в россии

Государство в рамках проведения антимонопольной политики обязано выполнять экономические, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора.

В связи с этим государство обязано предпринять меры для обеспечения конкурентоспособности российской экономики. Однако на пути к достижению условий конкуренции и эффективной политики в России встает много проблем. Например, высокая степень административного монополизма.

Особое внимание необходимо обратить на такой фактор, как сохранение отечественных производственных монополий в таких различных секторах экономики: аграрном, нефтегазовом, топливо-энергетическом, экономика деревообрабатывающей промышленности и др. [17]

Наличие указанных монопольных структур тормозит как развитие определенной отрасли, так и экономики России в целом. Это, прежде всего, связано с агрессивной направленностью деятельности предприятий-монополистов по отношению к предприятиям среднего бизнеса, пытающимся вести производственную деятельность в указанных секторах.

Реализуя антимонопольную политику, государство пытается решить вопрос о сдерживании или стимулировании отечественных производственных монополий. Одним из способов сдерживания предприятий-монополистов является государственное ценообразование. Однако на практике монополисты зачастую обходят установленные государством ограничения на максимально возможную цену на товар и устанавливают монопольно высокие цены, пользуясь своим доминирующим положением.

В качестве примеров привлечения предприятий - монополистов ФАС России к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства можно привести следующие (табл.2):

Таблица 1: Предприятия-нарушители антимонопольного законодательства.

Название предприятия

Отрасль

Постановление ФАС

ОАО «МГТС»

Услуги телефонной связи

Постановление ФАС МО от 24.01.2008 № КА-А40/14610-07).

ООО « ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»

Добыча, переработка, реализация нефтепродуктов

Постановление ФАС ВВО от 25.06.2010 по делу № А79-8795/2009

МУП «Электротеплосеть»

Коммунальные услуги

Постановление ЦО от 22.10.2009 по делу № А35-7959/08-С20)

На сегодняшний день средний бизнес оказался под ударом действующей антимонопольной политики. Основная часть возбуждаемых ФАС России дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства - в отношении среднего бизнеса. Что касается монополий, то количество таких дел - единицы.

Одной из наиболее распространенных форм ограничения конкуренции на рынке считается монополистическое ценообразование. Высокая цена достигается за счет преднамеренного создания предприятиями-монополистами зоны дефицита товара путем сокращения объёмов производства и искусственно повышенного покупательского спроса. Низкая цена устанавливается за счет преднамеренного уменьшения предприятиями-монополистами закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос. [18]

Также предприятия могут устанавливать так называемые «ножницы цен». Речь идёт о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение основывается на расширении зон дефицита и избытка товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался "сверху" государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.[19]

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Основы и методы оценки недвижимости и практическое их применение на примере оценки частного домовладения
Основные термины, используемые при описании рынка недвижимости, имеют три уровня определения. К первому уровню относятся формулировки, используемые в действующем законодательстве; ко второму - в профессиональной литературе; а к третьему - формулировки, используе ...

Л.В. Канторович разработка теории линейного программирования
В этом реферате я напишу о деятельности Леонида Витальевича Канторовича, выдающегося ученого ХХ века, о его борьбе за признание своих экономико-математических теорий, о начальном этапе истории линейного программирования, о зарождении новой области математическо ...