Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой

Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий. [15]

В развитых странах антимонопольное регулирование стало постоянной функцией государства с конца 19 века и базируется на сложившейся системе рыночных отношений, антитрестовом законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на нормах, закреплённых крупными международными соглашениями (табл.1)

Таблица 1:Антимонопольные органы развитых стран.

Страна

Контролирующий орган

США

Федеральная торговая комиссия и антитрестовый отдел Министерства юстиции

Германия

Федеральное ведомство государственного надзора за деятельностью картелей и монопольная комиссия

Англия

Комиссия по вопросам слияний и монополизации и Судебная палата по вопросам свободной торговли

Япония

Комитет по справедливым сделкам

Франция и Испания

Совет по делам конкуренции

Исторически сложилось две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает отношение к монополии. Первая - объявляет все монополии противоправными. Вторая - запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью.

В некоторых европейских странах антимонопольное законодательство было введено после второй мировой войны. Впервые же антимонопольные законы были приняты в Канаде и в США. Сегодня американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных. В США основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются законы Шермана и Клейтона, закон о Федеральной Торговой Комиссии, поправка Селлера-Кефовера. По американскому законодательству компания признается монополистом, если ею контролируются более 6 % рынка. Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Например, слияние двух автомобилестроительных компаний - «Форд» и «Крайслер» - признается незаконным, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка. Разрешается только слияние технологически не связанных друг с другом компаний.

Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции.

Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам.

В ФРГ в 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. 1 января 1990 г. вступил в силу картельный закон.

Достаточно либеральным считается антимонопольное законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух - 75 %.

Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой антимонопольная политика - это гибкая система постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер. В России же антимонопольная политика ограничивает не только действия хозяйствующих субъектов, но и органов власти и управления.[16]

Похожие статьи ...

Кредит и его роль в развитии рыночных отношений современной России
В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа. Рыночные отношения, связанные с возмездным обменом товаров и различного рода услуг представляют собой имущественные отношения, которые ...

Конкурентоспособность экономики России
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России, определение её места ...