Типы рыночных структур
Теперь о монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Среди отличительных признаков монополистической конкуренции можно выделить:
. существование достаточно большого числа фирм, что ограничивает контроль над ценой, отсутствие взаимной зависимости, и тайный сговор становится практически невозможным;
. продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
. экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию;
. вступление в отрасль является относительно легким.
Фирмы в условиях монополистической конкуренции могут получать прибыли или нести убытки в краткосрочном периоде. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывают тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде. В долговременном периоде, положение равновесия производителя, действующего в условиях монополистической конкуренции, является менее общественно желательным, чем фирмы, действующей в условиях чистой конкуренции (рис.2).
Где,
P - цена.
MC - предельные издержки.
LATC - долгосрочные средние валовые издержки
MR - маржинальная прибыль.
D - спрос
Q - количество.
Рисунок 2. Равновесное положение отдельной фирмы в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде, установившееся в результате расширения отрасли.[11]
Дифференциация продукта обеспечивает способ, которым фирмы в условиях монополистической конкуренции могут компенсировать тенденцию приближения к нулю экономических прибылей в долговременном периоде. Дифференциация продукта хотя и связана с определенными опасностями и проблемами, предоставляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе.[12]
Олигополия - рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Олигополии нельзя в чистом виде отнести к совершенной или несовершенной конкуренции. Рассмотрим основные черты олигополии(рис. 3)
Рисунок 3. Черты олигополии. [13]
Является ли олигополия «эффективной» рыночной структурой? Сегодня можно выделить две основные различные точки зрения на экономические последствия олигополии.
Традиционная точка зрения полагает, что поскольку олигополия близка по структуре к монополии, следует ожидать, что она действует приблизительно аналогичным образом.
Точка зрения Шумпетера - Гелбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса.
Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, продавцам необходимо разрабатывать стратегии развития для своей фирмы, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. Компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.
Ценовая политика компании - олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.
Некоторые олигополисты вступают в сотрудничества с конкурентами, образуя альянсы, слияния, тайные сговоры, картели. Объединившись, фирмы становятся мощнее на рынке, что позволяет им увеличить выпуск продукции, свободнее изменять цены на свои товары и максимизировать свою прибыль. [14]
.Государственное регулирование конкуренции в развитых странах и России
Похожие статьи ...
Национальная экономика. Экономический рост
Одной
из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой
страны, является стимулирование экономического роста, поддержание его на
стабильном и оптимальном уровне. Для этого необходимо иметь четкое
представление о том, что такое экономиче ...
Основы составления статистической сводки и группировки
статистическая группировка сводка
Статистическая сводка и группировка помогает выделить из изучаемой
совокупности по определенным социально-экономическим признакам группы, по
которым проводятся дальнейшие исследование. Значение статистической группировки
и сводки ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...