Типы рыночных структур
Сегодня выделяют четыре основных типа конкуренции:
Таблица 1. Краткая характеристика четырёх основных типов конкуренции.[5]
Рассмотрим их подробнее.
Совершенная (чистая) конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок иностранных валют.) Это экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Чистая конкуренция имеет массу преимуществ. В долгосрочном периоде соблюдается равенство:
= МС = АС = Р (1)
Где, MR - маржинальная прибыль.
MC - предельные (маржинальные) издержки.
AC - средние издержки.
P - цена.
Q - количество.
Рисунок 1: Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и, продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.
Но, чистая конкуренция имеет ряд недостатков:
. Исходит из платежеспособных потребителей. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов;
. Не предусматривает производство общественных благ.
. Не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса.
. Способствует унификации и стандартизации продукции. [6]
Далее, рассмотрим чистую монополию. Абсолютно чистая монополия существует, когда только одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
Чистая конкуренция характеризуется следующими основными признаками:
В условиях чистой монополии производитель может увеличивать свои прибыли посредством ценовой дискриминации.(рис. 2)
Рисунок 2: прибыль монополиста, проводящего ценовую дискриминацию.[7]
Где,
P - цена,
Q - количество товара,
MR - предельная выручка,
MC - предельные издержки,
ATC - средние постоянные издержки.
Прибыль при ценовой дискриминации будет соответствовать площади фигуры BEАС на данном графике.
. Продукт монополии всегда уникален в том смысле, что близких его заменителей не существует, то есть какие-либо приемлемые альтернативы отсутствуют.
. Чистый монополист всегда сам назначает цену и устанавливает значительный контроль над ценой.
. Существенные барьеры для вступления на рынок.
Таким образом, в любом случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов. [8]
Потребители товаров и услуг монополий в смежных отраслях несут прямые и косвенные потери. Например, «монополизация рынка каустической соды и хлора Единой торговой компанией привела к тому, что цены на данную продукцию повысились в 2 - 2,5 раза. Так, дополнительные расходы ОАО «Сяський ЦБК» после повышения цен на каустическую соду с 2700 рублей за тонну в 2008 году до 6200 рублей в 2009 году составили 7735 тысяч рублей. Расходы ОАО «Архангельский ЦБК» - 11485 тысяч за тонну. А это существенно». [9]
Также, к чистой монополии можно отнести естественную. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В настоящее время государством регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
. транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам;
. услуги по производству и передаче электрической и тепловой энергии;
. услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, железнодорожные перевозки;
. услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Естественная монополия, функционируя на рынке минимизирует суммарные производственные затраты, когда один производитель обслуживает весь рынок. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности реализовать такие товары.
В настоящее время налоги с доходов естественных монополий в РФ обеспечивают 45-47% всех бюджетных доходов. Таким образом, вполне очевидна роль естественных монополий в рыночных условиях хозяйствования и существующее государственное регулирование их деятельности. [10]
Похожие статьи ...
Макроэкономическая ситуация 2008-2011 г. и ее влияние на положение предприятия
В
2000-2008 годах наша страна развивалась под управлением ВВ. Путина. В течение
этих Россия показывала высокий стабильный рост экономики и повышения
благосостояния людей, что, несомненно, не могло не обнадеживать как мелкий, так
и крупный бизнес. Но в 2008 году ...
Кризис экономической теории
Нелинейный,
неравновесный, необратимый характер экономических процессов в среднесрочном и
историческом масштабе времени стал очевиден для экономистов многих научных школ
еще ХIX века. Эмерджентная революция конца ХХ века сделала это очевидным для
большинства эк ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...