Типы рыночных структур

Сегодня выделяют четыре основных типа конкуренции:

Таблица 1. Краткая характеристика четырёх основных типов конкуренции.[5]

Рассмотрим их подробнее.

Совершенная (чистая) конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок иностранных валют.) Это экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Чистая конкуренция имеет массу преимуществ. В долгосрочном периоде соблюдается равенство:

= МС = АС = Р (1)

Где, MR - маржинальная прибыль.

MC - предельные (маржинальные) издержки.

AC - средние издержки.

P - цена.

Q - количество.

Рисунок 1: Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и, продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

Но, чистая конкуренция имеет ряд недостатков:

. Исходит из платежеспособных потребителей. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов;

. Не предусматривает производство общественных благ.

. Не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса.

. Способствует унификации и стандартизации продукции. [6]

Далее, рассмотрим чистую монополию. Абсолютно чистая монополия существует, когда только одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Чистая конкуренция характеризуется следующими основными признаками:

В условиях чистой монополии производитель может увеличивать свои прибыли посредством ценовой дискриминации.(рис. 2)

Рисунок 2: прибыль монополиста, проводящего ценовую дискриминацию.[7]

Где,

P - цена,

Q - количество товара,

MR - предельная выручка,

MC - предельные издержки,

ATC - средние постоянные издержки.

Прибыль при ценовой дискриминации будет соответствовать площади фигуры BEАС на данном графике.

. Продукт монополии всегда уникален в том смысле, что близких его заменителей не существует, то есть какие-либо приемлемые альтернативы отсутствуют.

. Чистый монополист всегда сам назначает цену и устанавливает значительный контроль над ценой.

. Существенные барьеры для вступления на рынок.

Таким образом, в любом случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов. [8]

Потребители товаров и услуг монополий в смежных отраслях несут прямые и косвенные потери. Например, «монополизация рынка каустической соды и хлора Единой торговой компанией привела к тому, что цены на данную продукцию повысились в 2 - 2,5 раза. Так, дополнительные расходы ОАО «Сяський ЦБК» после повышения цен на каустическую соду с 2700 рублей за тонну в 2008 году до 6200 рублей в 2009 году составили 7735 тысяч рублей. Расходы ОАО «Архангельский ЦБК» - 11485 тысяч за тонну. А это существенно». [9]

Также, к чистой монополии можно отнести естественную. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В настоящее время государством регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

. транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам;

. услуги по производству и передаче электрической и тепловой энергии;

. услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, железнодорожные перевозки;

. услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Естественная монополия, функционируя на рынке минимизирует суммарные производственные затраты, когда один производитель обслуживает весь рынок. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности реализовать такие товары.

В настоящее время налоги с доходов естественных монополий в РФ обеспечивают 45-47% всех бюджетных доходов. Таким образом, вполне очевидна роль естественных монополий в рыночных условиях хозяйствования и существующее государственное регулирование их деятельности. [10]

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Макроэкономическая ситуация 2008-2011 г. и ее влияние на положение предприятия
В 2000-2008 годах наша страна развивалась под управлением ВВ. Путина. В течение этих Россия показывала высокий стабильный рост экономики и повышения благосостояния людей, что, несомненно, не могло не обнадеживать как мелкий, так и крупный бизнес. Но в 2008 году ...

Кризис экономической теории
Нелинейный, неравновесный, необратимый характер экономических процессов в среднесрочном и историческом масштабе времени стал очевиден для экономистов многих научных школ еще ХIX века. Эмерджентная революция конца ХХ века сделала это очевидным для большинства эк ...