Понятие нормирования оборотных средств и факторы определяющие их размер

Нормирование оборотных средств осуществляется путем определения норматива оборотных средств.

Норматив оборотных средств - минимальная плановая сумма денежных средств, постоянно необходимая предприятию для организации производственной деятельности. Величина норматива представляет собой произведение суммы однодневного расхода по смете затрат на производство и нормы оборотных средств в днях:

=Hoc*(M/T)

где Hoc - норма оборотных средств, т. е. относительная величина, как правило, выражаемая в днях и определяющая величину запаса оборотных средств; М/Т - однодневный оборот материальных ресурсов, т. е. величина затрат материальных ресурсов на календарный день, определяемая делением сметы затрат на производство на число календарных дней планового периода; М - стоимость материальных ресурсов за определенный период; Т- период (месяц, квартал, год).

Норматив оборотных средств на планируемый период рассчитывается методом прямого счета или аналитическим методом. Различают совокупный норматив (общую сумму оборотных средств) и частные нормативы (размеры средств по элементам).

При использовании метода прямого счета норматив исчисляется как совокупность оборотных средств в виде сумм отдельных элементов на основе имеющихся заказов и прогнозов сбыта, плановых смет себестоимости, норм расхода и запасов материальных ценностей, планов по инновациям и инвестициям. При этом используется следующая формула

= ∑Wn

где Woc - совокупный норматив элемента основных средств; Wn - норматив элемента основных средств.

Ценность метода заключается в том, что совокупный норматив формируется как сумма отдельных элементов. Особенностью аналитического метода нормирования является ориентация на базисный уровень норматива и укрупненный расчет потребности в ресурсах на основании планов на нормируемый период. При этом используется следующая формула:

= In * Wбос

где In - индекс изменения объема выпускаемой продукции или использованного материального ресурса; Wбос- базисный уровень норматива. 6

В свою очередь, индекс изменения объема выпускаемой продукции или использованного материального ресурса вычисляется по формуле:

= Впл/Вфакт или In = Мпл/Мфакт

где Впл и Вфакт - планируемый и фактический выпуск продукции; Мпл и Мфакт - соответственно планируемое и фактическое потребление материальных ресурсов.

Преимущество данного метода заключается в быстроте расчетов, но в то же время его главным недостатком является перенесение просчетов и упущений, имевших место при определении норматива в базисном периоде, на планируемый период. Метод применим в основном для перспективных и прогнозных расчетов потребности в финансовых ресурсах.

Существует несколько методов нормирования оборотных средств предприятия:

. Нормирование оборотных средств в производственных запасах.

Состав оборотных средств в производственных запасах включает следующие элементы: сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты; вспомогательные материалы; топливо; тару; запасные части; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП). В составе МБП учитываются средства труда со сроком службы до одного года, в том числе:

малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и приспособления;

малоценный хозяйственный инвентарь (производственный инвентарь огнетушители, ведра, лопаты и т. д.; офисный инвентарь - столы, стулья, шкафы; бытовой инвентарь - кровати, тумбочки, шторы, скатерти и т. д.);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Похожие статьи ...

Обоснование целесообразности ведения рыбного промысла в Фарерской экономической зоне
Рыбное хозяйство является ведущей отраслью народного хозяйства отдельных регионов страны. В Камчатской области оно обеспечивает более 60% товарной продукции. Велика его роль в экономике Приморского края, Астраханской, Архангельской, Калининградской, Мурманской, ...

Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, прод ...