Научные, образовательные и информационные ресурсы как составляющие научно-технического прогресса
Одним из наиболее важных факторов современного развития несомненно является научно-технический прогресс. Однако сейчас отсутствует цельное понимание этого процесса. Как явление многогранное, требующее пристального внимания и изучения, научно-технический прогресс в научной и учебной литературе освещается по-разному. В большинстве своем эта информация во многом дополняет друг друга, позволяя составить более менее цельную картину.
Для начала целесообразно рассмотреть научно-технический прогресс в самом общем его понимании.
Научно-технический прогресс (НТП)- это непрерывный процесс открытия и внедрения новых знаний, техники и технологий. На современном этапе научно-технический прогресс можно охарактеризовать как двигатель формирования новой системы производительных сил, основанный на глобальном информационном пространстве, новейших технологиях, включающих в себя не только искусство производства, но и технологии управления и организации экономической деятельности.
Современный научно-технический прогресс охватывает все стороны деятельности и характеризуется двумя путями развития:
1. Эволюционным, представляющим собой совершенствование и рационализацию использования известных видов техники, технологий, оборудования, материалов, видов энергии;
2. Революционным- качественным переворотом в производительных силах и производительных процессах, базирующихся на использовании принципиально новых, неизвестных ранее видах энергии, материалов, техники и технологий.
В пределах этой концепции понимания научно-технического прогресса стоит разобрать такие понятия, как научно-технический прогресс и научно-техническая революция (НТР).
Как таковой, НТП представляет собой постепенное совершенствование технологии и техники. НТП существует на любом этапе развития общественного производства и постепенно эволюционирует.
Научно-техническая революция (НТР) - это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Под влиянием НТР происходят качественные изменения в материально-технической базе производства.
Научно-техническая революция тесно связана с научно-техническим прогрессом и представляет собой самую важную его часть.
В несколько в ином свете рассматривает этот вопрос А.С. Булатов.[1] Он делает особый упор на рассмотрение научно-технического прогресса с точки зрения знаний как мировых ресурсов.
Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, а именно в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР), распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации.
Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР. Масштабы же инноваций зависят прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР.
Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются:
1. Доля расходов НИОКР в ВВП;
2. Численность занятых в НИОКР в общей численности населения или в численности занятых в экономике;
. Индекс цитирования с учетом языковых барьеров;
. Число международных премий за выдающиеся достижения науки.
Эффективность сферы НИОКР зависит как от материального обеспечения, так и от спроса на результаты исследований и разработок, т.е. от инновационной активности частного сектора экономики.
Важную роль в оценке экономической эффективности играют такие показатели, как:
1. Доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте;
2. Доля страны на мировом рынке новейших технологий;
. Сальдо технологического баланса.
Вторым немаловажным аспектом являются образовательные ресурсы мира- накопленные поколениями объем и качество знаний, профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.
Важнейшими показателями, характеризующими образовательные ресурсы отдельных стран, являются:
1. Доля расходов на образование в ВВП;
2. Расходы на образование на душу населения;
. Доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу;
. Доля студентов в возрастной группе 18-29 лет;
. Численность студентов на 10тысяч населения;
. Доля лиц с высшим образованием;
. Доля иностранцев в общей численности студентов.
Еще одним неотъемлемым элементом стала информация. А уровень информационной инфраструктуры превратился в важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой экономике.
Похожие статьи ...
Особенности развития современного рынка товаров легкой промышленности
Легкая
промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового
национального продукта и играет значительную роль в экономике страны.
Легкую
промышленность можно рассматривать и как звено межотраслевого комплекса более
высокого ранга - социально-п ...
Направления совершенствования поддержки малого инновационного предпринимательства на примере Хабаровского края
Актуальность
темы. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с
развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное
влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение
численности занят ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...