Сущность и анализ нормативно-правового регулирования малого предпринимательства

Малое предпринимательство (МП) становится серьезным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Его развитие позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, снижению уровня безработицы, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

МП - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами.

МП - также это сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. И если крупный бизнес - это стержень современной экономики, то малый бизнес - связующие его звенья. Поэтому развитие малого бизнеса важно как для всей России в целом, так и для отдельно взятого региона.

Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству, а также введены понятия микропредприятия.

Так к субъектам МП относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

- доля государства, муниципалитета или других организаций в уставном капитале не выше 25%;

- средняя численность работников: до ста человек включительно для МП; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

- годовая выручка или стоимость активов не должна превышать: малые предприятия - 400 млн. рублей, микропредприятия - 60 млн. рублей.

Нормативное правовое регулирование развития МП в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Деятельность по развитию и поддержке МП на федеральном уровне регулируется 30-тью нормативными правовыми актами общего характера (без учета отраслевых нормативных актов).

Среди них основными являются:

- Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», дающий основные понятия в этой сфере, критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, полномочия Российской Федерации и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления по поддержке МП, виды и условия оказания поддержки.

Законом определены 12 полномочий субъекта РФ в этой сфере. Среди важнейших из них - формирование и осуществление политики субъекта Федерации в области развития МП, разработка и реализация региональных программ развития субъектов МП, развитие инфраструктуры поддержки МП.

Законом предусмотрены следующие виды поддержки субъектов МП и объектов инфраструктуры поддержки: имущественная, финансовая, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников субъектов МП, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов МП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, а также сельскохозяйственную деятельность.

- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Малые предприятия проблемы их образования и функционирования
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и зд ...

Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ
Экономическое сотрудничество между людьми стало закладываться примерно 10 тысяч лет назад. Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составило международное разделение труда. Оно представляет собой специализацию отдельных стран на производс ...