Анализ формирования и использования прибыли
Для факторного анализа прибыли используют следующую модель:
П = О * ( Ц - С )
где О - объем реализованной продукции;
Ц - Цена за единицу продукции;
С - себестоимость единицы продукции.
Для факторного анализа прибыли от перевозок эта модель имеет следующий вид:
П = ∑Plприв * ( d - c )
где ∑Plприв - оборот, приведенные км;
d- средняя доходная ставка за единицу перевозок;
с - себестоимость единицы перевозок.
Используя эту модель, исходя из предположения, что все приведенные факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. взаимосвязь объема перевозок и себестоимости не учитывается.
На автомобильном транспорте факторный анализ валовой прибыли традиционно осуществляется с помощью приема элимитирования (способ цепных подстановок) с учетом результатов анализа доходов и расходов:
П = Д - Е
где П - прибыль от основной деятельности;
Д -выручка (доходы) от реализации продукции (перевозок);
Е - полная себестоимость приведенной продукции (перевозок).
Анализ в этом случае выполняется путем обобщения результатов исследования причин изменения доходов и расходов и оформляется в виде таблицы 20.
Таблица 20
Показатель |
Условное обозначение |
Ед.изм. |
2009г. |
2010г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста |
Оборот в прив.км. |
∑Plприв |
км |
21718 |
23457 |
1739 |
108 |
Доход от перевозок |
Д |
тыс.руб. |
2583 |
4603,9 |
2020,9 |
178,2 |
Расходы на перевозки |
Е |
тыс.руб. |
2067,8 |
3992,1 |
1924,3 |
193 |
Прибыль от перевозок |
П |
тыс.руб. |
515,2 |
611,8 |
96,6 |
118,8 |
Средняя доходная ставка за 10 прив.км. |
d |
коп. |
118,93 |
196,27 |
77,34 |
165,1 |
Себестоимость 10 прив.км |
С |
руб. |
95,2 |
170,19 |
74,99 |
178,8 |
Удельная прибыль на единицу перевозок |
0,0238 |
0,0261 |
0,0023 |
110,1 |
Прибыль от перевозок возросла по сравнению с 2009г. на 96,6 тыс.руб. Рост прибыли обусловлен увеличением объема перевозок на 8% и ростом удельной прибыли на единицу перевозок на 10,1%. Изменение в структуре перевозок, а именно рост доли пассажирских перевозок привел к существенному росту расходов. Темп роста расходов опережает темп роста доходов на 15 пунктов, в результате темп роста себестоимости выше темпа роста доходной ставки.
Факторный анализ прибыли от перевозок выполняется по данным табл.20 в следующей последовательности:
) Расчет влияния на прибыль изменения объема перевозок:
∆П∑Рl = П0 (I∑Рl - 1 ).
Влияние на прибыль изменения доходной ставки:
∆Пd = (∑Plприв * d1 - ∑Plприв * d0 ) = Д1 - Драсч
) Влияние на прибыль изменения себестоимости перевозок:
∆Пс = (∑Plприв * С0 - ∑Plприв * С1) = Ерасч - Е1
Баланс факторов: ∆П = П1 - П0 = ∆П∑Рl+ ∆Пd + ∆Пс
Анализ по приведенной методике с использованием данных табл.20 приведен в таблице 21.
Таблица 21
Анализируемый фактор |
Расчет влияния на изменение прибыли отдельных факторов |
результат расчета, тыс.руб |
Оборот, прив.км |
512,2 - (1,08 - 1) |
41,2 |
Средняя доходная ставка за 10 прив.км |
4603,9 - (23457*118,93) / (10*100) |
1814,2 |
Себестоимость за 10 км |
(23457*95,21) / (10*100) - 3992,1 |
-1758,8 |
Итого (баланс факторов) |
611,8 - 515,2 = 41,2 +1814,2 - 1758,8 |
96,6 |
Похожие статьи ...
Основы составления статистической сводки и группировки
статистическая группировка сводка
Статистическая сводка и группировка помогает выделить из изучаемой
совокупности по определенным социально-экономическим признакам группы, по
которым проводятся дальнейшие исследование. Значение статистической группировки
и сводки ...
Оборотные средства организации и показатели их эффективного использования на предприятии отрасли
Безусловно,
чтобы происходила нормальное функционирование предприятия, необходимо наличие
определенных средств и источников. Основные производственные фонды, состоящие
из зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые участвуют
в процес ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...