Особенности и проблемы Российской модернизации

«Сделано действительно многое, если измерять масштабами одного года, но все понимают, что это самое, самое начало».

Россия медленно, но верно вступает в эру модернизации - по крайней мере, так декларируют российские власти. Под эти нужды пишутся целые правительственные программы, речи верховных лиц государства, создаются технопарки и даже целое "Сколково". Однако пока нашей стране не удается никак перейти из этой подготовительной стадии в состояние "вступившей". Вроде бы уже и инноград строится, и деньги выделены куда следует, и "Роснано" работает не покладая рук - а все никак.

Увы, но любые благие намерения на этот счет разбиваются о сухие факты: сколько об инновациях не толкуй, Россия пока еще остается сырьевой державой. Это и неудивительно - нефтегазовую зависимость страны со времен СССР еще никому не удавалось побороть.

Опубликованные сегодня данные таможни по торговому балансу страны можно по аналогии с известной поговоркой окрестить "лицом экономики". Как и прежде, торговый оборот страны формируется в первую очередь за счет нефти, газа, угля и металлов, а не нанотехнологий и высокотехнологичного оборудования. Более того, доля топливно-энергетических товаров в структуре экспорта не уменьшается, а только увеличивается - в 2010г. она превысила 70%.

Сырьевая структура экономики предполагает, что экспортная выручка растет вместе с улучшением конъюнктуры рынка. Экспорт увеличивался месяц за месяцем. Однако приток нефтедолларов в страну пробудил подзабытую в кризис привычку к хорошему, и россияне стали все чаще покупать импортные товары. Тем не менее, «Ресурсы . надо использовать не для латания дыр, а для модернизации экономики». В текущем году тенденция, похоже, будет иметь продолжение - цены на энергоносители растут, а нефтедобыча находится на историческом пике (в прошлом году она превысила 500 млн т). Сейчас за баррель нефти снова дают 100 долл., и на этом фоне глава Минфина Алексей Кудрин стал меньше хмуриться, хотя и предупреждает: Россия свой рост за счет нефтянки исчерпала, и теперь надо искать новые источники и импульсы развития.

Вероятно, что со временем в России не только изобретут, но и внедрят что-то, что изменит структуру российского экспорта и импорта. Есть же уже в конце концов т.н. "лампочки Чубайса". Но пока инноград строится, стране придется еще какое-то время пожить на сырьевой ренте и в полной зависимости от спроса на внешних рынках.

Таким образом, главной проблемой российской модернизации является то, что, несмотря на создание инновационных международных бизнес-школ, основанных ведущими российскими и иностранными компаниями, нашу экономику все равно не удается вывести на новый уровень. Но самое страшное в том, что российская экономика пока что все равно не может вступить на полноценный путь модернизации и наша страна до сих пор считается сырьевой державой.

Финансовая проблема модернизации

Похожие статьи ...

Муниципальное автономное учреждение Транспортная компания, г. Южно-Сахалинск
МАУ «Транспортная компания» является муниципальным обществом. Старожилам Южно-Сахалинска компания более известна как ПАТП-2. Тогда в дореформенное время на пассажирском автопредприятии была крепкая организация. Устойчиво работало и само предприятие. За годы ...

Основы разработки финансовой стратегии предприятия
Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффектив ...