Методы проведения антиинфляционной политики в России прошлое и настоящее

В 1995 - 98гг. правительство поставило перед собой цель снижения роста цен во избежание нового скачка инфляции, используя в основном методы сдерживания денежной массы. В результате безудержная гиперинфляция 1992 г. сменилась галопирующей инфляцией [5]. Тем не менее, устранение инфляционных сдвигов сопровождалась многомесячной задержкой социальных выплат, неоплатой за продукцию по госзаказам, неисполнением финансовых обязательств перед бюджетными организациями и значительным снижением конкурентоспособности российских производителей.

Несмотря на то, что темпы роста инфляции в какой-то мере снизились, монетарных мер было недостаточно для стабилизации экономики и возвращения россиянам веры в твердость рубля. Дефолт заложил начало новой вехи инфляции, уровень которой в сентябре 1998г. составлял 38% [3].

В последующие годы усиление инфляции связано с изменениями валютного рынка: С 2000 г. в России наблюдается так называемая "голландская болезнь", когда излишний приток долларов провоцировал ее рост. Причиной того стал профицит бюджета РФ, составляющий 300 млрд. в год. Можно сказать, что меры правительства по расходованию профицита не могут полностью стерилизовать прирост денежной массы (политика "стерилизации"), формировавшийся из-за скупки ЦБ валюты. Тогда в 2003 году для устранения столь сильного экономического дисбаланса, ЦБ ограничил прирост валютных резервов суммой 7 млрд. долларов и оказался перед выбором: или вновь начать упрочнять реальный курс рубля, тормозя рост курса доллара (не покупая валюту), или продолжить скупать ее больше намеченных 7 млрд.

В итоге инфляция, составив 12%, негативно повлияла на внешнеэкономическую деятельность: падение курса собственной валюты привело к вывозу топлива и сырья за пределы страны, удорожанию импорта и вывозу имущества предпринимателей за границу [6].

В 2007 году инфляция образовала около 11%. Причиной того стал прирост денежной массы, составляющей 47%, тогда как российская экономика могла бы выдержать только 33-35%. Возникла трудность роста цен на овощи и сельскохозяйственную продукцию. Произошло двукратное - с 10,3% до 22,3% - ускорение роста цен на плодоовощную продукцию, резко встала проблема роста импорта. Основные пути решения нашли отражение в развитии сельского хозяйства, импортные пошлины на овощи были троекратно снижены (с 15 до 5%). Это несколько поддержало предложение на рынке, но с точки зрения динамики цен ощутимого эффекта не дало.

В 2008 г. инфляцию планировали снизить до 8,5%. В качестве продолжения антиинфляционной политики прошлого года правительство ввело экспортные пошлины на ячмень, пшеницу и, наоборот, снизило и обнулило ввозные пошлины на продовольствие, чтобы увеличить предложение на рынке, тем самым стабилизировать цены. Наряду с этим были заключены соглашения с рядом производителей о замораживании цен на продукты питания. Данные меры возымели действие - в ноябре и декабре темпы инфляции замедлились по сравнению с октябрем, на который пришелся ее пик [6]. Таким образом, основными задачами антиинфляционной политики стало налаживание сельскохозяйственной отрасли, создающей недостаток в продукции и снижению предложения на отечественном рынке, а также поддержание российского производства путем пошлинных платежей.

В 2009 году уровень инфляции составил 8,8%. Основными причинами того явились: низкая конкуренция среди производителей, высокие издержки из-за банковских ставок, импортируемая инфляция (удорожания импортируемого продовольствия с учетом обесценения курса рубля в начале 2009 года на 30%). В качестве основных методов искоренения инфляционных последствий были избраны следующие действия: снижения цен на нефть, льготные банковские кредиты предпринимателям и регулирование цен на медикаменты. Укрепление рубля позволило сделать российские товары конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Повсеместно наблюдалось снижение цен на продовольственные товары: по сравнению с прошлым годом цены упали с 5% до 6,1%, хотя возросли цены на сахар. В итоге данные меры способствовали стабильным темпам инфляции, которые не снизились, но и не возросли.

Согласно наблюдениям Минфина 2010 году процент инфляции составлял все также 8,8 %. Возросли тарифы на ЖКХ, увеличились госрасходы с середины 2010 года на 30%. К тому же осложнилась ситуация в сельскохозяйственной отрасли: засуха спровоцировала рост цен на гречку, картофель и зерно на мировом рынке. Таким образом, сложился широкий разрыв между внутренними и внешними ценами на продукты. Для смягчения инфляции были снижены ставки рефинансирования, производилось регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах, снижение государственных расходов а также усложнение процедуры получения внешних займов для бизнеса. Подавление роста потребительских цен достигалось в основном с помощью средств денежно-кредитной политики. Осуществлялось государственное регулирование цен на услуги жилищно-коммунальных услуг, лекарства и продукты питания. В результате правительству удалось добиться значительного снижения роста инфляции, что уже говорит об успешном ведении антиинфляционной политики за данные сроки.

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Место и роль монополий в переходной экономике России
ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЙ Монопо́лия (от греч. μονο - один и πωλέω - продаю) - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых ...

Макроэкономическое равновесие
Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой национальной экономики и ключевой категорией экономической теории и экономической политики. Макроэкономическое равновесие - момент в движении рыночной экономической системы - оно характеризует сба ...