Мотивация и виды мотивации

Мотивация - побуждение к действию, управляет поведением человека, его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания. Например: жажда - это потребность, желание утолить жажду - это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется - это цель.

Виды мотивации:

· Внешняя мотивация - этот вид мотивации не связан с содержанием определенной деятельности, но обусловлен внешним, по отношению к субъекту обстоятельствами.

· Внутренняя мотивация - такая мотивация, связанна не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

· Положительная мотивация - основана на положительных стимулах.

· Отрицательная мотивация - основана на отрицательных стимулах. Мотивацию, можно представить в виде последовательных этапов:

· Первый - возникновение потребностей.

· Второй - поиск путей обеспечения потребности, которую можно удовлетворить.

· Третий - определение целей действия. Определяется, что именно и какими средствами нужно обеспечить потребность.

· Четвертый - исполнение действия. Человек затрачивает свои силы, для того что бы осуществить действия, с помощью которых у него появляется возможность приобретения того, что необходимо для устранения его потребности. На этом этапе может происходить изменение целей, потому что процесс работы оказывает влияние на мотивацию.

· Пятый - получение вознаграждения за реализацию действия. Сделав определенную работу, человек получает то, что он может применить для устранения потребности, либо то, что он может поменять на желаемое для него. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию.

· Шестой - устранение потребностей. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Виды и типы мотивов.

· Биологические мотивы сопоставляют с физиологическими позывами и потребностями (голод, жажда, сон). Например, для того чтобы человек удовлетворил чувство голода, он должен сделать определенную работу, для того чтобы заработать деньги и купить себе на них еды. Но в тоже время первично его подвигает к труду и биологический мотив.

К социальным можно отнести:

· Коллективизм (потребность быть в коллективе);

· Личное самоутверждение характерно для большинства числа работников;

· Мотив самостоятельности присущ таким работникам, которые готовы пожертвовать стабильностью и высокими заработками;

Типы мотивов.

«Инструменталист» Мотивация работника ориентирована на голый заработок, который желательно получать наличными и незамедлительно. К этому типу относятся грузчики, которые могут объединяться в бригады, и другие люди, занимающиеся частным извозом.

«Профессионал» К этой группе относятся люди, которые занимаются творчеством в разных направлениях - музыканты, программисты, композиторы, художники, ученые.

«Патриот» Основа его мотивации к труду высокие идеологические и человеческие ценности. Главной целью людей, находящихся в этой группе, является - принесение людям добра и гуманизма. К этому типу относятся: преподаватели вузов и учителя школ, доктора, военнослужащие, то есть все те,a кто работает ради того дела и считает его необходимым людям, несмотря на то что при этом они получают от государства и общества очень скромное материальное вознаграждение.

«Хозяин» Мотивация такого типа основана на достижении и росте богатства, имущества. Нужды таких работников практически не ограниченны. Это предприниматели, то есть люди, которые идут на риск, чтобы выиграть и повысить собственное богатство, но при всем этом приносят пользу обществу, путем создания новых продуктов и предоставления дополнительных рабочих мест, хотя в отличие от предыдущего типа работников они думают в первую очередь не о благе общества, а о своем собственном благополучии.

Согласно теориям мотивации, существование потребностей, как правило, обнаруживается в поведении людей. Они поведением демонстрируют недостаток чего-либо, когда в неё физиологически или психологически нуждаются.

Похожие статьи ...

Малый бизнес - развитие и перспективы
В странах с классической системой рыночных отношений малое предпринимательство является мотором хозяйственного развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. В Росс ...

Малый и средний бизнес в развитых странах возможности использования в России
Малый и средний бизнес играют огромную роль в развитии экономики как в России, так и за рубежом. Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознамено ...