Виды конкуренции

Несовершенная конкуренция

- это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при которой нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции:

1) количество фирм на рынке может сократиться вплоть до одной, и сами фирмы представляют собой уже не мелкие, а крупные предприятия;

2) характер товарной продукции может быть разнородным или даже уникальным;

) предприятия уже не имеют равного доступа к информации;

) при выходе на рынок и выходе из него приходится преодолевать препятствия, барьеры.

При характеристике конкуренции возникает потребность найти такой метод, который позволил бы легко и просто определить ее характер, не прибегая к сложному анализу указанных выше признаков. Такой метод в экономической науке существует: это характер реакции спроса цены на изменение спроса и предложения. Если товаропроизводитель продает товаров столько, сколько он хочет и может продать, а рыночная цена остается неизменной, то на рынке имеет место совершенная конкуренция, а сам товаропроизводитель является совершенным конкурентом. Если же фирма увеличивает количество товаров, поставляемых на рынок, и цена падает, то на рынке имеет место несовершенная конкуренция.

На рынке совершенной конкуренции цена - это заданная величина: отдельно взятый агент ранка никакого прямого влияния на цену не оказывает. Если продавец запросит более высокую цену, покупатели перейдут к его конкурентам. Если же он запросит более низкую цену, он не удовлетворит весь спрос, так как доля его товара на рынке не велика. Не в состоянии изменить цену и покупатель. Приспособление к рынку в условиях совершенной конкуренции выразится в объеме продажи и объеме покупок.

На рынке несовершенной конкуренции товаропроизводитель стремится удержать падение цены при увеличении объема продаж, и иногда это ему удается, но основная тенденция динамики цены - понижение.

Средствами свободной конкурентной борьбы являются рост объема продаж, повышение эффективности производства, научно-технический прогресс, силовые методы воздействия на конкурента, промышленный шпионаж, изменение уровня цен и прочее.

Совершенная конкуренция имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам совершенной конкуренции следует отнести следующие ее свойства:

1) побуждает товаропроизводителя повышать эффективность производства, экономить труд и затраты;

2) стихийно приспосабливает структуру производства к потребностям покупателей;

) отвергает производство ради производства;

) создает саморегулирующую систему рынка;

) не дает какой-либо регулирующей власти и соответственно каких-либо привилегий, как продавцам, так и покупателям;

) не создает каких-либо ограничений внешнего или искусственного характера для свободного волеизъявления всех участников рынка;

) Побуждает всех участников рынка к абсолютной мобильности ресурсов.

Недостатки совершенной конкуренции выражаются в следующем:

1) частичное рыночное и макроэкономическое рыночное равновесие создается путем бесконечного нарушения данного равновесия;

2) формируется динамичная, но нестабильная система хозяйства;

) она сама готовит условия для своего отрицания - в процессе соперничества рождается монополизм, ее полная противоположность;

) ей чужды общественные блага и общественные ценности (родина, оборона, порядок, уважение человека по принципу: люби других, как самого себя);

) порождает отрицательные внешние эффекты (загрязнение окружающей среды, преступность, разрушение традиций);

) ей чужды заботы о том, что не окупает себя в даны момент (например, затраты на фундаментальные научные исследования, на театр, на искусство и литературу в целом);

) не учитывает разнообразия потребностей, их уникальности в отдельных людях, поскольку ориентируются на однородную товарную массу;

) создает равные возможности входа в рыночную систему, но не обеспечивает и не гарантирует данные результаты деятельности человека в этой системе.

Доказательство тому - разорение одних и обогащение других.

Все это привело к тому, что совершенная конкуренция в процессе развития в рыночной системы хозяйствования уступает место несовершенной конкуренции.

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Малый и средний бизнес в развитых странах возможности использования в России
Малый и средний бизнес играют огромную роль в развитии экономики как в России, так и за рубежом. Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознамено ...

Муниципальное автономное учреждение Транспортная компания, г. Южно-Сахалинск
МАУ «Транспортная компания» является муниципальным обществом. Старожилам Южно-Сахалинска компания более известна как ПАТП-2. Тогда в дореформенное время на пассажирском автопредприятии была крепкая организация. Устойчиво работало и само предприятие. За годы ...