Анализ безубыточности при оценке эффективности инвестиционных проектов

Собственники, предприниматели, советы директоров акционерных обществ и унитарных предприятий в целях сохранения и умножения капитала должны избегать существенных ошибок при принятии управленческих решений о разработке и реализации инвестиционных проектов. Отсюда ещё до начала реализации инвестиционного проекта проверяется обоснованность имеющихся расчетов его эффективности, учитываются возможные изменения уровня цен, величины затрат, продолжительности эксплуатации производственного объекта и другие факторы. Для снижения риска инвестиционных расходов в условиях неопределенности целесообразно проводить анализ безубыточности и динамичности при оценке эффективности инвестиционных проектов.

Определение точки безубыточности выступает одним из важных ориентиров при оценке риска инвестиционных расходов. Чем больше величина выпуска продукции в точке безубыточности, тем выше риск реализации инвестиционного проекта, поскольку до обеспечения необходимого уровня рентабельности необходимо выпустить и реализовать большое количество продукции.

Экономический анализ безубыточности и динамичности инвестиционных проектов осуществляется в четыре этапа. На первом этапе определяется точка безубыточности (порог рентабельности). Второй этап заключается в определении коэффициента использования производственной мощности (Ким%) в точке безубыточности продукции:

Ким% = К / Кмакс *100 (21)

где К - количество выпущенной и реализованной продукции, соответствующее точке безубыточности, единиц;

Кмакс - количество продукции, предусмотренное в инвестиционном проекте при полном использовании мощности, единиц.

Третий этап состоит в определении выручки от реализации продукции «А» (Вр) и переменных затрат на ее изготовление (ЗперА) при условии использования мощности на 100%:

Вр = Кмакс * Ца, (22)

ЗперА = Кмакс * Зперª, (23)

где Ца - договорная цена единицы продукции «а», руб.;

Зперª - переменные затраты на единицу продукции «а», руб.

С помощью информации о выпуске продукции и переменных затратах на ее изготовление при стопроцентном использовании мощности можно рассчитать коэффициент использования производственной мощности в точке безубыточности, используя следующую формулу:

Ким = [Зпост / (Вр - ЗперА)] * 100 (24)

Коэффициент использования мощности в точке безубыточности показывает такой уровень выпуска продукции, при котором сумма постоянных и переменных расходов равна стоимости выпущенной и реализованной продукции.

На четвертом этапе проводится анализ динамичности инвестиционного проекта и осуществляется расчет минимальной договорной цены продажи, при которой выручка от реализации продукции будет равна затратам на ее изготовление при условии стопроцентного использования производственной мощности. В рамках этого анализа выявляется влияние изменения договорных цен, переменных и постоянных затрат на изменение точки безубыточности и вследствие этого, на изменение пропорций между постоянными и переменными затратами. Анализ осуществляется путем изменения значений показателей, входящих в формулу:

Ким = [Зпост / (Вр - ЗперА)] * 100 = [Зпост /(Кмакс * Ца - Кмакс * Зперª)] * 100 (25)

В результате анализа изменения показателей, входящих в формулу (25), можно определить влияние изменения переменных и постоянных затрат на предельную величину выпуска продукции, ниже которой ее реализация будет убыточной. В условиях конкуренции может сложиться ситуации, когда будет необходимо снижать договорную цену реализуемой продукции.

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ
Экономическое сотрудничество между людьми стало закладываться примерно 10 тысяч лет назад. Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составило международное разделение труда. Оно представляет собой специализацию отдельных стран на производс ...

Особенности разработки новых товаров на ООО Реалпак
Разработка нового товара является одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности. Вместе с тем, опубликованные в экономической литературе схемы разработки новых товаров не содержат наиболее полно элементов современного маркетингового инструментария, ч ...