Методика маржинального анализа
Рис. 1 - Первый способ графического отражения взаимосвязи объема производства, затрат и прибыли - через маржинальный доход и постоянные затраты
Рис. 2 - Второй способ графического отражения взаимосвязи объема производства, затрат и прибыли - через выручку от реализации и суммарные затраты
Порядок графического расчёта точки безубыточности состоит из следующих этапов:
прямая постоянных затрат представляет собой горизонтальную линию на уровне этих расходов предприятия;
прямая выручки от реализации строится исходя из данных предприятия о цене единицы продукции и объеме реализации (О = К * ц);
прямая суммарных затрат проводится на основе информации о переменных затратах на единицу продукции, ее количестве и о постоянных расходах (поскольку суммарные расходы равны К * Зпер + Зпост). При этом можно сначала построить прямую переменных затрат, а затем поднять ее на уровень постоянных затрат;
точке пересечения прямых выручки и суммарных затрат соответствуют критические (пороговые) значения объема реализации и выручки. Справа от критического объема реализации находится зона прибыли, слева - зона убытков.
После прохождения порога рентабельности предприятие имеет на каждую дополнительно реализованную единицу продукции, приходящуюся на нее прибыль. Соответственно увеличивается и величина общей прибыли (массы прибыли) предприятия, которая может быть рассчитана по формуле:
П = Кпр * Дм / Кр, (13)
где П - прибыль предприятия, руб.;
Кр - общее количество реализованной продукции, единиц;
Дм - маржинальный доход предприятия, руб.;
Кпр - количество продукции, реализованное после прохождения порога рентабельности, единиц.
Важно отметить, что рассматриваемые расчеты проводятся:
а) если предприятие реализует одно изделие, выручка от продаж которого покрывает все постоянные затраты;
б) по какому-то одному виду продукции или проекту выпуска продукции.
Для предприятий с многономенклатурным производством расчёт объема производства, обеспечивающего безубыточность по конкретному изделию, в большинстве случаев осуществляется на основе учета роли этого изделия в общей выручке от реализации и приходящейся на него доли постоянных затрат, что показано в формуле:
Кi = Зпост * Уi / (цi - Зперi), (14)
где Кi - критический (пороговый) объем производства i-го вида продукции в натуральном выражении;
Уi - удельный вес i-го вида продукции в общей выручке от реализации;
цi - цена i-го вида продукции, руб.;
Зперi - переменные затраты на единицу i-го вида продукции.
Методика анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли и другие аналитические возможности системы маржинального анализа для предприятий, производящих и реализующих несколько видов продукции, недостаточно разработаны, что, является одной из причин отсутствия ее широкого практического применения.
В рамках маржинального анализа могут решаться и другие задачи, например, можно провести расчет того, какой объем реализации следует установить при снижении цены на изделие и сохранении имеющейся величины маржинального дохода. Решение осуществляется по формуле:
Похожие статьи ...
Особенности определения затрат на производство продукции
Рыночная экономика определяет конкретные требования к
системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на
изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового
состояния и постоянного совершенствования производства в ...
Обработка статистических данных предприятия
статистический обработка выручка
заработная плата
Роль
статистики предпринимательства состоит в сборе и обработке информации, позволяющей
анализировать структуру и характер предпринимательской деятельности,
эффективность и конкурентоспособность предприятий. Поэт ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...