Кривая предложения конкурентного рынка. Вход и выход из отрасли. Кривая предложения в долгосрочном периоде

Перейдем к анализу кривой предложения рынка в целом и рассмотрим два случая. Первый - рынок с постоянным числом фирм. Второй - рынок, число фирм на котором может изменяться по мере того, как некоторые компании покидают рынок, а другие вступают на него. Оба случая одинаково важны, поскольку каждый имеет определенный временной интервал предложения. В краткосрочном периоде вступить на рынок и покинуть его достаточно сложно, следовательно, допущение о постоянном числе фирм вполне уместно. В долгосрочном периоде число фирм на рынке изменяется в зависимости от условий рынка.

Рис. 12. Кривая предложения конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Рис. 13а. Фирма, получающая прибыль

Рис. 13б. Фирма, терпящая убытки

Рис. 14а. Предложение отдельной фирмы

Рис. 14б. Предложение рынка в целом

Предложение на рынке с возможностью входа и выхода

Что происходит, когда фирмы имеют возможность свободно входить на рынок и покидать его?

Рис. 15а. Условие нулевой прибыли фирмы

Рис. 15б. Условие нулевой прибыли фирмы

Решение о вступлении на рынок (или уходе с рынка) зависит от стимулов, наличествующих у владельцев существующих фирм и у предпринимателей, которые имеют возможность создать новые производства. Прибыль, которую получают действующие на рынке фирмы, стимулирует к входу новых конкурентов, вступление которых увеличит число фирм на рынке, приведет к повышению общего объема предложения и снижению цены и прибыли. И наоборот, если фирмы на рынке терпят убытки, некоторые компании покидают его, что ведет к снижению количества участников, уменьшению общего объема предложения и, следовательно, повышению цены и прибыли. Итог этого процесса входа и выхода - получение оставшимися фирмами нулевой экономической прибыли. Вспомним, что мы можем выразить прибыль фирмы следующим образом:

Прибыль = (Ц - ССИ) * О.

Из этого равенства следует, что фирма, функционирующая на рынке, имеет нулевую прибыль тогда и только тогда, когда цена продукции равна средним совокупным издержкам ее производства. Если же цена выше средних совокупных издержек, то прибыль положительна, что, в свою очередь, побуждает новые фирмы к вступлению на рынок. Если цена ниже средних совокупных издержек, прибыль отрицательна, что вынуждает некоторые фирмы покидать рынок. Процесс входа и выхода завершается лишь тогда, когда цена и средние совокупные издержки уравниваются.

Почему кривая предложения в долгосрочном периоде может иметь положительный наклон

Мы установили, что при условии свободного входа и выхода с рынка кривая предложения в долгосрочном периоде может быть горизонтальной. Существенный момент нашего анализа - допущение существования множества фирм, имеющих одинаковые издержки производства и потенциально готовых к вступлению на рынок. Результатом этого является горизонтальная кривая рыночного предложения в долгосрочном периоде на уровне минимума средних совокупных издержек. Когда спрос на товар возрастает, в долгосрочном периоде рынок реагирует увеличением числа фирм и общего объема предложения без изменения цены.

Однако есть две причины, по которым кривая предложения в долгосрочном периоде может иметь положительный наклон. Во-первых, некоторые ресурсы производства доступны лишь в ограниченном количестве. Рассмотрим рынок сельскохозяйственной продукции. Принять решение о приобретении земли и основать ферму может каждый, но количество подходящей земли ограничено. По мере того как все больше людей становятся фермерами, цена сельскохозяйственных земель возрастает, что увеличивает издержки всех фермеров на данном рынке. Таким образом, рост спроса на фермерскую продукцию не может привести к росту объема предложения без одновременного увеличения издержек фермеров, что, в свою очередь, вызывает повышение цены. В результате по мере свободного входа на рынок все большего количества фермеров кривая рыночного предложения в долгосрочном периоде имеет положительный наклон.

Похожие статьи ...

Монополизация экономики и рынок причины несовместимости двух явлений. Антимонопольное государство
Данная работа посвящена рассмотрению таких понятий в экономике, как рынок и монополия, изучению причин их несовместимости и антимонопольного законодательства в России и за рубежом. Я хочу более подробно рассмотреть причины появления и влияние монополизма. На пр ...

Оборотные средства, эффективность их использования
Каждое предприятие, начиная свою производственно-хозяйственную деятельность, должно располагать определённой денежной суммой. На эти денежные ресурсы предприятие закупает на рынке или у других предприятий по договорам сырьё, материалы, топливо, оплачивает счета ...