Конкурентоспособность предприятия: значение, сущность, содержание
Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, которое синтезирует в себе все стороны, факторы функционирования и развития объекта управления.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
Поскольку конкурентоспособность - междисциплинарное понятие, то на наш взгляд необходимо определить приоритеты в изучении и применении на практике отдельных вопросов управления конкурентоспособностью, именно поэтому сосредоточимся конкретней на определении конкурентоспособности предприятий.
Определим конкурентоспособность предприятия как его потенциальное качество, которое включает:
) способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения.
) способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по соотношению цена-качество.
) способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику, включая психологическое позиционирование товара у потребителя, оптимизирующую объем продаж и снижающую расходы по сбыту;
) способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства - капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией и т.п. на единицу продаваемой продукции.
Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. [4, с. 64]
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
· конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
· вид производимого товара;
· ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
· лёгкость доступа на рынок;
· однородность рынка;
· конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
· конкурентоспособность отрасли;
· возможность технических новшеств в отрасли;
· конкурентоспособность региона и страны.
Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:
1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
2. Близость предприятия к клиенту.
. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
. Умение твёрдо стоять на своём.
. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
. Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия-производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.
Похожие статьи ...
Кредит и его роль в развитии рыночных отношений современной России
В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла
значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа. Рыночные
отношения, связанные с возмездным обменом товаров и различного рода услуг
представляют собой имущественные отношения, которые ...
Метастазы капитализма
Неуправляемый и неконтролируемый государственными структурами
власти капитализм - это преходящая, наиболее примитивная и изуверская система
экономических, нравственных и политических отношений в обществе. Наиболее
характерные признаки общественных метастаз этой боле ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...