Статус свободной экономической зоны

Международные экономические связи на современном этапе развития характеризуются ярко выраженной тенденцией глобализации, что предполагает разработку и установление мировым экономическим сообществом общих стандартов осуществления экономического сотрудничества между государствами. Применительно к правовому регулированию деятельности в ОЭЗ все большее значение приобретают двусторонние и многосторонние соглашения, заключенные между государствами с целью установления общих правил, применяемых при регламентации наиболее важных вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в ОЭЗ.

Правила функционирования ОЭЗ включают в себя законодательно установленный преференциальный режим по трем ключевым для бизнеса направлениям: государственное финансирование инфраструктуры, налоговые и таможенные льготы, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим ОЭЗ достаточно привлекательным для инвесторов.

Международное законодательство о свободных экономических зонах схематично представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Международное законодательство о свободных экономических зонах

На международной арене исследованием ОЭЗ занимается UNIDO, по данным которой на сегодняшний день в 120-ти странах мира насчитывается более 3 тысяч ОЭЗ различных по своему содержанию, назначению, масштабам, внутри которых работает 50 миллионов человек, а только экспортный оборот составляет 600 миллиардов долларов США. Наибольшее число ОЭЗ существует в Северной Америке и Азии. Однако все большее их количество возникает в развивающихся регионах таких, как Карибский бассейн, Центральная Америка и Ближний Восток, и будет, вероятно, увеличиваться и впредь во всем мире. По наблюдениям специалистов, многие ОЭЗ прошли свой «путь», трансформируясь сначала из складских и транзитных зон в экспорто-производственные, а затем - и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7%, при наличии же их - на 20%.

У разных стран свой опыт создания и функционирования ОЭЗ, но принципиальные различия существуют между промышленно развитыми и развивающимися странами. В развивающихся странах главными функциями, которые призваны выполнять ОЭЗ, являются обеспечение экономического роста страны, достижение новой, более высокой степени индустриализации ее экономики, включение страны в мировое хозяйство, международную торговлю или изменения ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.

В развитых странах, как правило, приоритетными направлениями развития ОЭЗ, особенно, начиная с 80-х годов ХХ века, является экономическое укрепление деятельности регионов (депрессивных старопромышленных или отставших в экономическом развитии) или отраслей промышленности, а в ряде случаев конкретных предприятий. При этом в качестве критериев при выборе территории для создания ОЭЗ используются уровень безработицы и денежных доходов населения. Число регионов, которым предоставляются специальные экономические условия развития, всегда крайне ограничено, т.к. сужается сфера государственного макроэкономического регулирования, межрегиональной политики, возникает угроза несбалансированности бюджетной системы. В связи с тем, что характерной чертой развития ОЭЗ в промышленно развитых странах является попытка придать импульсы экономического развития отдельным территориям, их главной движущей силой является не только иностранные инвестиции, а и национальный частный капитал, важную роль играют также различные государственные дотации и кредиты.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Направления совершенствования хозяйственной деятельности ООО Эко-Флекс Балабаново
Города, особенно такие большие как Москва, на сегодняшний день, являются точками роста экономики всей страны. Они постоянно развиваются, растут, притягивают к себе большие массы населения с прилегающих территорий, а иногда, и других стран. Естественно, такое раз ...

Методика функционально-стоимостного анализа
Рыночные отношения вызывают усиление роли экономических методов хозяйственного руководства, требуют пересмотра сформировавшихся концепций управления, применения новых методов анализа и построения систем управления предприятием. Одним из таких методов я ...