Рынок легкой промышленности Республики Беларусь
Легкая промышленность Республики Беларусь имеет высокую экспортоориентированность. Ставится задача уменьшить зависимость от импортных поставок сырья и материалов за счет увеличения производства в республике льноволокна, создания новых видов химических волокон и нитей, красителей, кожевенных материалов для обуви. В этой связи намечено внедрить технологии производства текстильных и трикотажных материалов на основе нового текстильного сырья, создаваемого предприятиями химической промышленности республики с улучшенными гигиеническими свойствами. Обновление технической базы производства в легкой промышленности предусматривается вести на основе новых технологий и технологических решений главным образом за счет собственных средств предприятий.
Функционирует около 200 предприятий текстильной промышленности, которые производят ткани, пряжу, гардинно-тюлевые изделия. В перспективе для замещения импортных волокон хлопка и шерсти продолжится работа по внедрению технологии производства текстильных и трикотажных материалов на основе нового текстильного сырья с улучшенными гигиеническими свойствами.
Приоритеты в развитии легкой промышленности отдаются предприятиям, имеющим возможность в короткий срок улучшить качество продукции по всей технологической цепочке до выпуска конечной продукции. Особое внимание будет уделено развитию РУПТП «Оршанский льнокомбинат», РУП «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка»», ОАО «Полесье», ОАО «Витебские ковры».
В стране созданы благоприятные условия для развития льняной отрасли. Успешно развиваются предприятия шерстяной, шелковой, трикотажной, обувной промышленности. [7]
Планируется провести комплекс мероприятий по техническому, технологическому, организационному и информационному развитию предприятий. Особое внимание будет уделено модернизации производства, развитию маркетинговой деятельности и рекламы, реструктуризации и созданию совместных производств.
После распада СССР в Республике Беларусь предприятия данной отрасли оказались одними из наиболее проблемных: они остались без сырьевой базы, фактически потеряли рынки сбыта, не имели опыта работы в конкурентной среде. Из года в год проблемы отрасли легкой промышленности нарастали. Возникла острая потребность в замене оборудования на менее энергоемкое и более эффективное.
Легкая промышленность Республики Беларусь является той отраслью, где наибольший удельный вес имеют частная и иностранная собственность. Так, в 2008 г. доля предприятий частной формы собственности в легкой промышленности составила 76,8 % их общего числа в республике, а иностранных - 3,2 %. На них производилось 77,3 % и 2,1 % общего объема продукции отрасли и было занято 74,5 % и 1,7 % численности промышленно-производственного персонала соответственно по формам собственности. Высок и уровень монополизации производства. Например, в 2008 г. 16 предприятий легкой промышленности (3,8 % общего количества в отрасли) произвели 36,4 % всего объема продукции отрасли. Это сдерживает развитие конкурентной среды в отрасли.
Одна из острейших проблем заключается в том, что около 80% активной части основных фондов изношено. Только 50% предприятий легкой промышленности работают нормально, а 61% от общего числа к концу 2007 года имели складские запасы готовой продукции, превышающие среднемесячный объем производства. А это в свою очередь влечет трудности со сбытом, связанные с недостаточной конкурентоспособностью продукции как по качеству, так и по цене. Низкая конкурентоспособность отдельных изделий связана прежде всего с технической отсталостью производства.
Кроме того, производимая продукция имеет высокую себестоимость. Очень низким остается использование производственных мощностей (около 40 %).
Несмотря на развитие в Республике Беларусь мощностей по производству химических волокон, их ассортимент и качество не соответствуют мировым стандартам, что не позволяет вырабатывать конкурентоспособную продукцию.
Перед предприятиями легкой промышленности Республики Беларусь остро встала проблема реализации произведенной продукции.
Похожие статьи ...
Кредит и его роль в развитии рыночных отношений современной России
В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла
значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа. Рыночные
отношения, связанные с возмездным обменом товаров и различного рода услуг
представляют собой имущественные отношения, которые ...
Муниципальное автономное учреждение Транспортная компания, г. Южно-Сахалинск
МАУ
«Транспортная компания» является муниципальным обществом. Старожилам Южно-Сахалинска
компания более известна как ПАТП-2. Тогда в дореформенное время на пассажирском
автопредприятии была крепкая организация. Устойчиво работало и само
предприятие. За годы ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...