Понятие затрат, издержек и себестоимости продукции

Предприятие в условиях рыночных отношений становится юридически и экономически обособленным и независимым. Это объективно обуславливает усложнения их ориентации в системе экономических связей и, следовательно, возрастания значительности функций управления предприятием. Предприятие в целом должно работать рентабельно. Это зависит от уровня затрат. Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своего коллектива и др.

Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е. составляет производственную себестоимость продукции.

Издержки - это:

а) денежное выражение стоимости производственных ресурсов, потребленных в процессе производства благ;

б) совокупные затраты живого и овеществленного труда на производство продукта.

Издержки фирмы представляют собой производственные затраты на покупку средств производства и оплату труда работников. Они образуют действительную стоимость продукта для производителя, выступают базой для определения исходной цены продажи - цены предложения. Величина издержек производства рассчитывается как произведение цены потребленных экономических ресурсов и их количества.

Наиболее полно теория издержек производства разработана К. Марксом в его труде «Капитал». К. Маркс выделял издержки производства и издержки обращения. Последние он делил на дополнительные (гетерогенные) и чистые издержки обращения. Современные экономисты также различают издержки (затраты) производства и торговые издержки (затраты). Но между теорией Маркса и современными исследователями имеют место различия в их трактовке. По Марксу, чистые издержки обращения не увеличивают стоимость товара, а возмещаются после реализации товара из прибыли, созданной в процессе производства, и, следовательно, не являются ценообразующим фактором. Современные экономисты исходят из того, что торговые издержки (затраты), как и издержки (затраты) производства, должны приносить прибыль (доход) предпринимателю и, таким образом, выступают в качестве ценообразующего фактора.

В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет определенные расходы (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта.

Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.

Себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

· Учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

· База для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

· Экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

· Определение оптимальных размеров предприятия;

· Экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. В себестоимость входят затраты, связанные:

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Концепция устойчивого развития и проблемы роста экономики
К концу 1990-х годов экономика РФ находилась в крайне неблагоприятных условиях. На протяжении ряда предшествующих лет наблюдался бюджетный дефицит, спад производства, рост внутреннего и внешнего долга, снижение реальных доходов населения, рост инфляции и безраб ...

Конкурирующие цели развития фирмы в рыночной среде
У каждого предприятия должны быть свои цели, которые должны, как минимум, оправдывать его существование. Как максимум, цели должны быть амбициозные, но теоретически достижимые. Чем более высокие цели, тем больше шансов их реализовать. Поэтому, прежде всего, ...