Территориальная дифференциация экономического развития

Повышение уровня и качества жизни населения края являлись приоритетными задачами Правительства Хабаровского края. Положительные тенденции в развитии экономики позволили стабилизировать ситуацию на рынке труда, улучшить инфраструктуру социальной сферы, повысить уровень денежных доходов населения. Рост показателей уровня жизни населения в определенной мере повлиял на улучшение демографических показателей. В крае принят целый ряд законодательных и нормативных актов по развитию социальной сферы, реализовывались более двух десятков краевых социальных программ.

Формирование условий жизнедеятельности на каждой из территорий зависит, прежде всего, от их географического расположения, природно-климатических условий, накопленного экономического потенциала. Отличительными особенностями Хабаровского края являются: большая территория подавляющей части районов; значительная протяжённость края с севера на юг (13 районов относятся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям); очаговый характер расселения и слабая заселённость территории (плотность населения в 11 районах ниже среднекраевого показателя - 1,8 человек на 1 кв. км); неосвоенность обширных территорий края и неразвитость транспортных систем; суровые природно-климатические условия, ограничивающие развитие сельского хозяйства; неблагоприятная демографическая ситуация. Поэтому параметры социально-экономического положения городских округов и муниципальных районов края всегда были неоднородны. В последние годы территориальная дифференциация ещё больше усилилась. Это было связано с включением механизмов рыночной конкуренции, с ослаблением регулирующей роли государства, с сокращением государственных инвестиций в региональное развитие.

Самый низкий показатель уровня безработицы наблюдался в городском округе «Город Хабаровск» - 1,2 процента, самый высокий - в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе - 14,5 процента. Дифференциация по этому показателю составила 12 раз.

Наиболее высокий объём инвестиций в основной капитал в расчёте на одного жителя наблюдался в Ульчском муниципальном районе (60 тыс. рублей), Аяно-Майском муниципальном районе (36,4 тыс. рублей), Охотском муниципальном районе (27,9 тыс. рублей). В общем объёме инвестиций в основной капитал 94,5 процента пришлось на городские округа «Город Хабаровск» и «Город Комсомольск-на-Амуре», Ульчский, Охотский и Ванинский муниципальные районы.

В 2004 году наиболее высокие показатели оборота розничной торговли в расчёте на одного жителя наблюдались в городских округах «Город Хабаровск» - 50,7 тыс. рублей и «Город Комсомольск-на-Амуре» - 41,5 тыс. рублей, наиболее низкие показатели в Солнечном и в Амурском муниципальных районах - по 4,8 тыс. рублей.

По величине среднедушевых собственных доходов местных бюджетов городские округа и муниципальные районы края различались в 16 раз, по уровню бюджетной обеспеченности расходов собственными доходами - в 4 раза. В среднем по краю собственные доходы бюджета в расчёте на одного жителя составили 6,2 тыс. рублей, в 9 муниципальных районах этот показатель выше краевого уровня. Наиболее высокий показатель в Аяно-Майском муниципальном районе (44 тыс. рублей), самый низкий показатель - в Амурском муниципальном районе (2,7 тыс. рублей). Дифференциация районов по уровню обеспеченности расходов бюджета собственными доходами составила 4 раза, наиболее высокий уровень бюджетной обеспеченности получен в городском округе «Город Хабаровск» (78,4 процента), наиболее низкий - в муниципальном районе имени Полины Осипенко (19,1 процента).

Само существование неоднородности является естественной формой существования пространственной структуры экономики любого государства. Однако такая резкая территориальная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение зон депрессивности и бедности. Чрезмерные различия в условиях жизни населения городских округов и муниципальных районов края воспринимаются населением как нарушение принципа социальной справедливости. Поэтому одной из основных задач краевой власти, принимая во внимание факт наличия территориальной дифференциации, является выработка территориальной политики, направленной на выравнивание условий социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов края, повышение их экономической самодостаточности.

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Модель анализа и оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности ООО Урагз
Актуальность выбранной темы заключается в огромной важности предмета исследования для финансовой системы предприятия и её стабильного функционирования. Из выше изложенного можно сделать вывод, что выбранный объект исследования, то есть финансовый анализ, и вообщ ...

Особенности расчета различных видов стоимости объектов недвижимой собственности
Недвижимое имущество находится в свободном гражданском обороте и является объектом различных сделок, что порождает потребность в оценке его стоимости, т.е. в определении денежного эквивалента различных видов недвижимости в конкретный момент времени. Стоимость ...