Малый бизнес: понятие, значение, место в экономике

Специалисты отмечают, что лишь малые фирмы готовы использовать любую возможность для бизнеса, остальные фирмы в этом очень разборчивы. Так, средние фирмы берутся за производство только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Ряд авторов отмечает отличие российского малого и среднего бизнеса от зарубежного аналога. Это: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности; стремление к максимальной самостоятельности (обособленности); общий низкий технический уровень и низкая техническая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом; низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений; высокая степень приспосабливаемости к внешним условиям хозяйствования; неразвитость самоорганизации и системы поддержки малого бизнеса; работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка; неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Число предприятий в России (в 2009-2010 гг.), тыс.: малые предприятия - 1602,5, в том числе микропредприятия - 1374,7. Малый бизнес присутствует практически во всех отраслях экономики России (рис. 1, приложение 1).

На рис. 2 (приложение 2) представлены отличительные особенности методов оценки эффективности развития и мониторинга малого предпринимательства. Специалисты отмечают, что наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджеты. Известны две стороны малого бизнеса в обеспечении занятости. Первая сторона - это создание рабочих мест для наемных работников. Вторая сторона - личное участие предпринимателя в процессе труда на малом предприятии (самозанятость).

По данным экспертов, к работе в секторе малого бизнеса дополнительно привлекается на условиях неполного рабочего дня значительное количество работников, которые составляют около 80% от официальной штатной численности. Вместе с тем в малом бизнесе нередко используется труд уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Кроме того, малые фирмы являются своеобразным полигоном для обкатки молодых кадров, подготовки кадров для среднего и крупного бизнеса.

Малое предпринимательство, функционирующее на конкретных территориях, тесно связано с потребностями населения, стремится удовлетворить спрос на товары и услуги региональных рынков. Гибкость малого предпринимательства позволяет быстро реагировать на конъюнктуру рынка и формировать новый спрос на товары и услуги. Предоставление большого ассортимента услуг не только населению, но и различным предприятиям и организациям повышает комфортность проживания граждан. Получение доходов от предпринимательской деятельности благоприятно сказывается на жизненном уровне населения и способствует формированию среднего класса.

Малое предпринимательство усиливает конкурентную среду, способствуя более эффективному развитию экономики региона. Рассмотрим это на примере Волгоградской области и г. Волгограда.

О развитии малого предпринимательства Волгоградской области свидетельствует увеличение количества работающих на предприятиях этого сектора экономики за прошедший период 2011 г. Волгоградская область занимает первое место в Южном федеральном округе по числу малых и средних предприятий на душу населения. В настоящее время в регионе насчитывается около 15 тысяч предприятий, в которых работают более 106 тысяч человек. Численность занятых в них по сравнению с тем же периодом 2010 г. увеличилась на 5,5%. В основном малые предприятия Волгоградской области осуществляют свою деятельность в сферах торговли, строительства, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. В строительстве, сельском хозяйстве, торговле предприятия малого и среднего бизнеса составляют большинство.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Похожие статьи ...

Методика функционально-стоимостного анализа
Рыночные отношения вызывают усиление роли экономических методов хозяйственного руководства, требуют пересмотра сформировавшихся концепций управления, применения новых методов анализа и построения систем управления предприятием. Одним из таких методов я ...

Особенности и проблемы развития региональной экономической политики на примере Хабаровского края
Актуальность темы. Словосочетание экономическая политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества ...