Основы экономики
(31)
Из графика, приведенного на рис. 1, и формулы видно, что, стремясь увеличить прибыль при сохранении рентабельности на нормативном уровне, производитель должен увеличить объем производства и продаж продукции до уровня Q2.
Рис. 1. Зависимость рентабельности производства продукции от объема производства и продаж при ограничении монопольной цены производителя предельным (нормативным) уровнем рентабельности.
Оптимальный с точки зрения потребителя объем продаж при ориентации производителя на максимальную величину прибыли может быть определен из уравнения:
(32)
max
Как видно из рис. 1, данное уравнение имеет два положительных корня, из которых оптимальным с точки зрения потребителя является больший корень Q2, в нашем случае это:
.
Цена единицы продукции определяется по формуле (5):
Доходы рассчитываются по формуле (6):
Расходы определяются по формуле (7):
Прибыль предприятия определяется по формуле (8):
Рентабельность производства продукции рассчитывается по формуле (9):
Задача 4
цена рентабельность доход прибыль
Определить оптимальные с точки зрения производителя объемы производства при проведении идеальной дискриминационной ценовой политики по следующим критериям:
- максимум доходов.
- максимум прибыли;
Во обоих случаях рассчитать следующие экономические показатели предприятия:
- оптимальный объем производства и продаж продукции;
- максимальную, минимальную и среднюю цену единицы продукции;
- доходы;
- расходы;
- прибыль;
- рентабельность.
Решение:
Под идеальной дискриминационной ценовой политикой понимается ситуация, при которой у одного и того же продавца один и тот же товар одного и того же качества каждый покупатель приобретает по максимально возможной для него (покупателя) цене. На практике такая ситуация недостижима, однако ценовая дискриминационная политика встречается достаточно часто. Например, продажа пригородных железнодорожных билетов разным категориям пассажиров по разным ценам, продажа билетов на выставках и в музеях разным категориям посетителей по разным ценам свидетельствует о наличии ценовой дискриминации.
I. Оптимизация объема производства и продаж продукции по критерию „максимум доходов".
Особенности расчета экономических показателей предприятия при проведении идеальной дискриминационной ценовой политики позволяет оценить рис. 2
Рис. 2. Зависимость дохода монополиста от цены единицы продукции и объема продаж.
При продаже продукции по единым для всех потребителей ценам величина дохода определяется по формуле:. На рис. 2 эта величина соответствует площади прямоугольника Р1 - 1 - Q1 - 0. На рис. 2 линия Р2 - 1 - Q2 является линией спроса и описывается уравнением . В отличии от предприятий, действующих на конкурентных рынках, когда каждое отдельное предприятие не может существенно повлиять на уровень цен, монополист может проводить ценовую дискриминацию, продавая одну и ту же продукцию разным группам покупателей по разным ценам. При идеальной ценовой дискриминации все покупатели приобретают продукцию по разным ценам. В этом случае максимальная величина дохода на рис. 2 соответствует площади треугольника Р2 - Q2 -0 и может быть определена по формуле:
Похожие статьи ...
Особые экономические зоны в Российской Федерации
Современный период развития рыночной экономики в России
характеризуется этапом модернизации, в числе факторов которой называются
переход на инновационный путь развития, повышение научно-технического
потенциала и инвестиционной привлекательности. Последнее, в час ...
Общая теория экономического роста
Экономическое развитие общества представляет многофакторный динамический
процесс, который рассматривается только за средне- и долгосрочные периоды
времени. Поэтому экономический рост - одна из центральных экономических
проблем, стоящих перед всеми странами. По е ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...